Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Роботы, которые пишут новости

Как искусственный интеллект изменяет журналистику
29 ноября, 12:07
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Дел Спунер: Ты всего лишь машина, только имитация жизни. Робот придумал симфонию? Робот превратит кусок полотна в шедевр искусства?

Санни: А Вы?

«Я, робот» — художественный фантастический фильм, который вышел в 2004 году по мотивам цикла произведений Айзека Азимова «Три закона робототехники».

Использование автоматизированных систем для написания новостей сегодня уже не является чем-то сенсационным. Впрочем, явление замены статей, написанных людьми, роботизированными текстами, пока не приобрело признаки массовости. Но это не надолго — говорят, через несколько лет 90% новостей будут написаны с помощью искусственного интеллекта. И, глядя на тренды развития современной журналистики и медийной области, можно понять, что этот прогноз имеет все шансы исполниться.

Какое будущее в новом мире роботов ожидает медиа и журналистов?

ПУЛИТЦЕР ДЛЯ РОБОТА

Одним из первых среди медиа искусственный интеллект начало использовать агентство Bloomberg. Приблизительно треть контента, опубликованного Bloomberg News, использует ІТ— технологии. Система Cyborg способна помочь журналистам в подготовке тысяч статей о текущих отчетах по итогам деятельности компаний. Программа может обнаружить финансовый документ именно в тот момент, когда он будет обнародован, и немедленно создать новость, которая включает наиболее важные факты и цифры. И, в отличие от репортеров, сделает это максимально быстро и без опечаток.

Associated Press и Reuters также частично автоматизировали работу по подготовке сообщений из мира финансов.

В целом, компьютерные программы уже создают новости на разные темы. Работы стали авторами или соавторами материалов о землетрясениях для Los Angeles Times, о финансировании политических партий для Guardian.

Forbes использует специальную программу для подготовки черновиков и шаблонов любых материалов.

Washington Post имеет собственного робота-репортера по имени Heliograf, который помогал изданию освещать Олимпийские игры 2016 года и выборы 2016 года.

В прошлом году, благодаря Heliograf-у, издание получило награду на ежегодном конкурсе Global Biggies Awards, где отмечают достижения в использовании больших данных и искусственного интеллекта. Об этом пишет New York Times в выпуске за февраль этого года, отмечая: церемония состоялась в Пулитцеровском залу университета Колумбии, якобы специально для того, чтобы заставить классических журналистов волноваться.

В этом году британская BBC впервые использует «полуавтоматизированную журналистику» для освещения всеобщих выборов 12 декабря 2019 года. Таким образом результаты для всех 650 округов Великобритании удастся обнародовать через несколько минут после их объявления.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

«Возможно, несколько лет назад А.И. (искусственный интеллект. — Прим. авт.) была новой блестящей технологией, которую использовали высокотехнологические компании. Но теперь она фактически становится необходимостью, — цитирует New York Times Франческо Маркони, руководителя отдела исследований и развития The Journal. — Я думаю, что многие инструменты журналистики вскоре будут работать на основе искусственного интеллекта».

Основные сегменты журналистики, где можно эффективно использовать роботов-журналистов, — это подготовка материалов, связанная с обработкой больших и/или быстро меняющихся цифровых данных. Это, в первую очередь, финансовые рынки, спортивные соревнования, погода, выборы.

Впрочем, для медиа также важным является потенциал искусственного интеллекта для построения эффективных рекламных и маркетинговых стратегий.

Сейчас можно определить 10 направлений и сфер, где искусственный интеллект может помочь развитию медиа. Это

1. Налаживание автоматизированного производства контента там, где есть необходимость быстрой обработки цифровых данных. Это поможет повысить скорость подготовки новостей и уменьшит количество опечаток.

2. Выявление трендов в массивах данных, которые могут стать темами журналистских материалов.

3. Разработка шаблонов статей, что также повышает оперативность.

4. Выявление наиболее актуальных и популярных тем (мониторинг трендов в социальных сетях) для их освещения.

5. Изучение интересов потребителей контента и более персонализированное распространение контента с учетом полученных данных.

6. Изучение рынка и более адаптированное к рыночным условиям ценообразование для рекламы и подписки.

7. Более качественный автоматизированный перевод.

8. Более эффективное выявление фейков.

9. Новые инструменты для опровержения неправдивых новостей.

10. Расширенный поиск изображений / видео.

НАСТУПЛЕНИЕ МАШИН

Использование автоматизированных систем должно создать условия для работы журналиста на ином уровне — более творческом. Это сделает журналистику более творческой профессией и... менее востребованной. Другими словами — репортеров станет меньше, а большинство журналистов должны переквалифицироваться в аналитиков.

Это пока не касается видеоновостей, но и там журналистская работа будет видоизменена — в кадре все чаще будет озвучиваться информация, подготовленная искусственным интеллектом, а не репортером. В конечном итоге, роботы и голограммы смогут потеснить из выпусков ТВ-новостей и ведущих, и журналистов.

Останутся ли журналисты без работы после начала эры господства искусственного интеллекта в медийной области? На этот вопрос есть четкий и однозначный ответ — ВСЕ журналисты нет, не останутся. Как, например, не остались без работы бухгалтера после начала использования компьютерных программ для составления бухгалтерских отчетов.

Впрочем, работа медиа в результате проникновения в область новейших ІТ-технологий уже меняется и будет меняться в дальнейшем. И журналистам, и менеджерам СМИ придется учитывать новую реальность в своей работе.

Насколько роботизация журналистики приемлема?

В Германии 74% компаний, которые приняли участие в опросе «Тренды газетного бизнеса- 2019», считают применение искусственного интеллекта «уместным» или «очень уместным» (исследование было проведено Федеральным объединением немецких газетных издательств (BDZV) и обнародовано в феврале текущего года).

В Украине значительное количество граждан считает, что медиа не являются запретной зоной для проникновения туда роботов. Но далеко не большинство. Об этом свидетельствуют данные исследования «Искусственный интеллект: Украинское измерение» Института Горшенина, которое он провел в сотрудничестве с группой компаний EVEREST в сентябре прошлого года.

На вопрос «В каких сферах приемлемо или неприемлемо использовать программы с искусственным интеллектом и роботов?» 12,4% респондентов ответили «приемлемо» относительно сферы «СМИ, журналистика» и 28,3% считают это неприемлемым.

КТО, ЧТО... ГЛАВНОЕ КАК!

В марте текущего года ЮНЕСКО представило Совету ООН по правам человека исследования о роли и месте искусственного интеллекта в жизни граждан.

Вывод был таким: искусственный интеллект незаметно захватывает сферу принятия решений и имеет далекоидущие последствия для прав человека, включая право на свободу слова, на частную жизнь и на участие в жизни общества.

Авторы доклада отмечают, что влияние искусственного интеллекта, или И, является разнообразным: от сортировки контента наших соцсетей, что определяется с помощью алгоритмов, до моделирования решений, связанных с выборами. С одной стороны, пользователи имеют больше возможностей находить интересную для них информацию и формировать собственное мнение, с другой — алгоритмы сужают информационное поле, ограничивая таким образом плюрализм мнений.

С помощью ИИ можно блокировать контент, который распространяет ненависть и подстрекает к насилию, но он может использоваться и для того, чтобы подавить законное право на выражение мыслей. Добиться справедливости в последнем случае очень трудно.

Неоднозначна роль искусственного интеллекта и когда речь идет о журналистике. ИИ способен распространять заведомо ложную информацию, причем в таких масштабах, что дезинформация крепко «заглушит» голоса настоящих журналистов. Но найти производителей подобных «фейков» помогает тоже искусственный интеллект.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать только один вывод: роботы в журналистике — это будущее профессии, которого невозможно избежать. Но в процессе внедрения новинок ІТ-индустрии в журналистику придется учитывать очень много сугубо гуманитарных, человеческих аспектов этой сферы деятельности.

Дел Спунер: По-видимому, для кого-то в твоем положении все нормально.

Санни: Благодарю. Вы сказали «для кого-то», а не «для чего-то».

Фильм «Я, робот».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать