Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Костецкий объявляет «художественный безвиз»

С 15 мая по 7 июня Музей книги и книгопечатания Украины будет принимать выставку «На горі», посвященную одной из самых загадочных фигур украинской литературы ХХ века
11 мая, 13:46
КОПИЯ ЭСКИЗА ВИННИЦКОЙ УСАДЬБЫ КОСТЕЦКИХ, СОЗДАННОГО ВАСИЛИЕМ КРИЧЕВСКИМ

Немногие из украинцев в ХХ веке имели настолько системное виденье развития мирового искусства и интеграции Украины в европейский культурный процесс, как писатель, переводчик, критик, режиссер и издатель Игорь Костецкий (при рождении — Мерзляков). Первые издания украинских переводов Эллиота, Павнда, Лорки, полного сонетария Шекспира, а также поддержка писателей-модернистов в эмиграции — едва ли не самые большие достижения украинской культуры послевоенного периода в «экзиле». И все они — заслуги деятельности Игоря Костецкого. Его жизнь и творчество являются свидетельством того, что «художественный безвиз» давно существовал для украинцев, однако его возможностями сумели воспользоваться лишь единицы. Почему так случилось и в чем уникальность фигуры Костецкого для нынешней украинской и мировой литературы попытаются объяснить организаторы выставки к 105-летию писателя, которая реализуется в рамках подготовки литературного фестиваля «Острів Європа» в Виннице. Без художественных провокаций и скандалов не обойдется, интригует литературовед, директор Фестиваля «Острів Європа» и сокуратор выставки Александр ВЕШЕЛЕНИ.

— Название выставки «На горі. Игор Костецький і доба «мистецького безвізу». Почему «На горі»? Почему «мистецький безвіз»? Что за сплошная интрига?

— Уникальность в том, что мы впервые презентуем фигуру Костецкого широкой общественности. До этого времени он был предметом анализа очень узкого круга специалистов — литературоведов, переводчиков, театроведов. И мне действительно досадно, потому что в 90-х годах в Виннице публиковались воспоминания его брата Андрея Мезлякова, выходили они также во всеукраинской периодике, но потом где-то залегли. И даже те, кто исследует историю Винницы первой трети ХХ века, с удивлением для себя открывали эти воспоминания о Костецком, который длительное время жил в Виннице на Старом городе. Их дом был на горе, на улице Нагорной, 21, отсюда и первая часть названия выставки.

В воспоминаниях сохранилось подробное описание особняка, который является примером украинского архитектурного модерна. Здание было деревянным, с украинской отделкой, имело балкон, выходивший на Южный Буг, невероятный сад, где росли разные сорта груш, яблок. В народе это поместье называли «дачей Костецкого», куда «господа приглашали людей на музыкальные вечера». Кто бы мог подумать, что на Старом городе в Виннице посреди мазанок изобиловало искусство, устраивали литературные вечера, ставили спектакли и организовали художественные посиделки. Костецкие объединили вокруг себя винницкий бомонд, и так продолжалось с 1919-го (когда семья бежала из Киева) по 1927 год, пока их образ жизни не стал казаться подозрительным для советской системы. Тогда они обменяли свой дом на более простой (тоже на Старом городе, на улице Маяковского), где фактически и доживали свой век родители Костецкого.

Сам Костецкий, получая образование, выехал из Винницы. Вернулся, когда город оккупировали немцы, и осенью 1942 года его вывезли на принудительные работы в Германию, где он и остался после войны. Но, находясь в эмиграции, он мыслями был связан именно с этим домом, с тем периодом своей жизни, с той семейной средой. Поэтому, собственно, издательство, которое учредил Костецкий, также носило название «На горі» в честь дедового дома в Виннице. И это «на горі» не значит, что кто-то над кем-то доминирует, а скорее проявляет аристократизм европейского духа — чувство укорененности с родной землей. И парадокс в том, что такой город, как Винница, смог воспитать европейского писателя без дворцовых вил, а просто в роскошном украинском деревянном доме.

А «художественный безвиз»? Какое содержание скрывает он?

— Это метафорический и несколько хулиганский термин, который объясняет, почему литературный фестиваль «Острів Європа» очень сильно связан с именем Костецкого. Главная идея заключается в том, чтобы показать мастеров, помимо уже всем известного Коцюбинского и Стуса, которые то ли физически, то ли на уровне своих произведений звучали в Европе и там присутствовали. Костецкий за 40 лет эмиграции успел объездить множество форумов, литературных собраний, переписываться с нобелевскими лауреатами, ходить в дом Чарли Чаплина в гости. И он везде хотел иметь подтверждение того, что украинский писатель (не просто Игорь Костецкий, а украинец!) был там-то и переписывался с тем-то. Это выглядело маниакально, но достаточно по-современному, когда все мы с помощью социальных сетей «зачекиваемся» в разных городах. Он имел шикарные портреты для нынешнего Инстаграма. А к своим юбилеям фотографировался в одном и том же пиджаке и в одной позе. То есть его артистизм был не искусственным, а естественном. Кому-то это нравилось, а кого-то ужасно раздражало.

Костецкий был человеком с непростой жизненной биографией, но он очень системно продвигал идею украинской культуры без наверстывания и догонки. И если бы благоприятные условия, то есть если бы он больше думал о себе и был эгоцентрическим творцом, то мог бы построить себе шикарную карьеру, но он фанатично был предан издательскому и переводческому делу, продвижению Украины в Европу и наоборот. Мы акцентируем внимание на этом «мистецькому безвізі», потому что то, что мы получили в 2017 году, воспринимается как какая-то подачка. Но нужно понимать, что до реального «безвиза» существовал слой людей в украинской культуре, в украинском обществе, в разных сферах, которые были готовы быть органической частью Европы без этих всех дополнительных «атрибутов» — без «окна в Европу»,  популизма. Они понимали на уровне подкожном, что такое «психологическая Европа». И сейчас нам важно оценить, что в действительности любой период нашей истории представляет людей — художников, общественных или политических деятелей — которые были органическими по крови своей людьми европейской культуры. И Костецкий среди них.

Что можно будет увидеть на выставке? Художественные «хулиганства» в стиле Костецкого будут?

— У нас есть украинские архивы и помощь из Германии, что позволят нам перевернуть представление о человеке, о котором мало что известно, но теперь имеем возможность презентовать его в широком спектре артефактов. На выставке будут представлены книги раритетов его издательства «На горі» в контексте имен и идей, связанных с ними, уникальные архивные документы, фотографии, художественные произведения, а также образы, которые сопровождали Костецкого на протяжении жизни. Базируемся на хронологическом подходе, но с современными, так сказать, трендами. То есть человек, который ничего не знает о Костецкои и хочет о нем узнать, не очень вчитываясь в пространные комментарии или цитаты, находясь на этой выставке в музейном пространстве, взаимодействуя с художественными экспонатами, узнает и о Костецком, и о его характере и стиле.

Выставка будет иметь определенную логику, но и хаотичность. Будут барьеры, театральные ширмы, за которые можно будет заглянуть и понять, что там на самом деле. Будут даже хулиганские инсталляции и художественные провокации, которые, возможно, приведут к большим скандалам, ведь жизнь Костецкого — это тоже сплошные скандалы, по крайней мере до 60-х годов прошлого века. Будем говорить о магической цифре 13 и суевериях Костецкого. Он родился 14 мая 1913 года, а умер 14 июня 1983 года. И каким бы европейцем и глубокомыслящим Костецкий ни был, он очень боялся цифры 13 и не раз об этом писал своей матери. Часто игрался с этой цифрой в своей жизни: пропускал в некоторых книгах страницу под номером 13, когда переходил с 13-й на 14-ю страницу писал: «Слава богу, мы перешли с этой плохой страницы». Но этот парадокс, что он родился на следующий день после 13-го и умер, об этом мы будем рассказывать во время открытия.

— После выставки в Киеве экспозиция будет представлена в Винницком литературно-мемориальном музее Михаила Коцюбинского.

— Да, с 14 по 26 июня посетить выставку смогут и винничане и гости города, которые будут иметь уникальную возможность во время открытия познакомиться с украинско-канадским литературоведом и писателем Марком Робертом Стехом, который специально приедет в Винницу на Фестиваль «Острів Європа», чтобы увидеть своими глазами город, который так любил Костецкий.

После Винницы выставка будет путешествовать по другим городам. Кроме того, мы планируем подготовить сборник статей в рамках инициативы «Я люблю Старый город», где будет сделан фокус на литераторах и художниках, которые имеют отношение к этому району Винницы. В частности, это Иван Хоменко и Игорь Костецкий, они будут в первых разделах. В идеале — на перспективу — мы планируем сформировать альбом с документами и репродукциями фото семьи Костецкого. Марко Роберт Стех также параллельно ищет поддержки и готовит к печати два тома переводов Костецкого и его новое избранное. Хотя сам маэстро мечтал о полном издании своих произведений, а это более 20 томов.

* * *

Выставочная экспозиция создана на материалах Института литературы имени Шевченко НАН Украины, научной библиотеки Национальной Киево-Могилянской академии, Центрального государственного архива-музея литературы и искусства, Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, музея-архива прессы и Архива Центра исследований Восточной Европы при Бременском университете. Музейный проект будут сопровождать лекции и чтения мировой поэзии, призванные открыть широкий художественный кругозор едва ли не самого европейского по духу украинца ХХ века. Вход на выставку в день открытия бесплатный, в другие дни — при условии приобретения входного билета.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать