Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где наш информационный фронт?

«Олигархи пытаются просто подмять под себя всю украинскую журналистику», — Игорь ЗОЦ
31 января, 11:53
ИГОРЬ ЗОЦ

Похоже, что войне нет конца. В действительности так оно и есть. И украинцы должны это понять окончательно, какими бы «соблазнительными» ни выглядели заявления о мире и дружбе тех или иных политиков. Напомним, что Кремль, который развязал кровавые войны, постоянно использовал на телевизионных заставках голубя как символ мира. Таков цинизм агрессора. Так убийца улыбается жертве. Но чем может ответить жертва, у которой забирают не только жизнь, но и память? Историческую память.

Об этом «День» побеседовал с Игорем Зоцем — журналистом из Донецкой области. После вынужденного выезда из Донецка уже в сентябре 2014 года в Киеве и впоследствии в Славянске он возобновил выпуск обновленной газеты под названием «Часопис Донеччина». В 2017—2018 годах работал директором КП РТРК «Регион-Донбасс» в Краматорске.

«ЛИКВИДИРОВАНО МНОГО ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ ВМЕСТЕ С ВОЕННЫМИ ИЗДАНИЯМИ»

— Пан Игорь, мы наблюдаем тенденцию закрытия СМИ. Причем не только печатных, но и интернет-ресурсов. Какие факторы за этим стоят?

— Я смотрю на эту тенденцию как участник, ведь сам вынужден был прекратить издание своей газеты в Донецкой области. И это при том, что мы возродили ее тогда в Краматорске, когда вынуждены были уехать из самого оккупированного Донецка. Но мы не нашли государственной поддержки, в том числе грантовой. Новая власть задекларировала свою политику как прогосударственную, но первое, что она сделала, — это отменила законы, которые касались поддержки медиа.

Таким образом был нам — журналистам — послан сигнал, чтобы мы не надеялись на такую поддержку. Было также заявлено о новой информационной политике относительно медиа. Единственное, что мы в конечном итоге увидели, — это безразличие к медиа, которые нужно в действительности было бы усиливать. Тем более в ситуации, когда в Украине идет война. Было ликвидировано много патриотических изданий на востоке страны вместе с военными изданиями. Газета «День» присутствует на востоке только усилиями волонтеров, но никоим образом не государства. Мы должны если не идти в наступление, то оказывать сопротивление. И это касается не только восточного направления, но и Крыма, крымских татар, которые нуждаются также в информационной защите и всевозможной поддержке. К сожалению, нынешняя власть продолжает политику предыдущей. Если мы возьмем годы 2017-й или 2018-й, то те издания, которые разгосударствляли, даже небольших денег от государства не получили. Таким образом власть от них просто избавилась.

— А в это время в России...

— Наш враг, агрессор имеет очень мощный информационный ресурс. И это ни для кого не секрет. К тому же Россия наращивает этот ресурс всеми средствами. Для них не стоит вопрос нужны ли, например, печатные СМИ. Там и газеты процветают, и телевидение на соответствующем уровне, хоть оно пропитано пропагандой. Следовательно, ситуация у нас в медиа очень тревожная, и я не вижу особой воли во власти ее изменять. Будем откровенны, те, кто находится при власти, являются фактически ставленниками олигархов. Речь, в частности, идет и о Министерстве культуры, и о парламенте и т.п. Это люди, которые работали и на олигархических убыточных телеканалах, но при этом не испытывали недостатка средств. Сейчас мне кажется, что олигархи пытаются просто подмять под себя всю украинскую журналистику. Добавлю, что на медиа в ОРДЛО тоже идут российские рубли.

Закон «о дезинформации» искусственно навязывается, но практического смысла он не имеет. Более того — он может лишь навредить нашим СМИ. Он имеет целью запугать журналистов, а не повысить уровень журналистской этики. Запугать огромными штрафами. Существует также  угроза тюремного заключения.

— И это при том, что трудно определить, где есть сознательная дезинформация, где есть клевета, а где есть предположение, собственное мнение или просто ошибка.

— Я с вами согласен. Если разбирать данный закон, то это займет очень много времени. Но уже понятно то, что наши коллеги не воспринимают настоящий документ как угрозу. Журналисты по большей части считают, что в критический момент медиа-сообщество консолидируется, будут акции, протесты и власть в конечном итоге уступит. В действительности мы видим, что власть абсолютно не прислушивается к народному мнению. В частности, те, кто продвигает данный закон, абсолютно не прислушиваются к профессиональным журналистам, которые не служат олигархам. Причем замечу, что это те издания, которые выживают вопреки обстоятельствам.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

 

Появляются уникальные интернет-издания на прифронтовой территории. Причем они перешли на украинский язык там, где регион принято считать русскоязычным. Напомню, что на Донеччине информагентство «Вчасно» из Покровска отказалось от двуязычности и является исключительно украинским. Эти издания боевые, следят за тем, как тратятся государственные средства, они полемизируют и расследуют. Но почему-то власти не интересно их мнение. И теперь после возможного принятия закона «о дезинформации» эти издания и их журналисты могут попасть под прицел преследований.

— В последние годы стал распространенным термин «грантоеды». То есть это определенная каста в том числе и медиа-ресурсов, которые сидят на выделении соответствующих средств и при этом делают все, чтобы не допустить к этой «кормушке» других.

— Это очень печально. Предыдущая власть в этом плане наделала много ошибок и заслуживает критики. Чего стоит деятельность Министерства информационной политики, которое в настоящий момент вроде бы пытаются реанимировать. Была ли основана хоть одна программа для переселенческих медиа? Были ли равные конкурсы для того, чтобы можно было получить грант? Не было этого. Хотя речь шла об объективных и патриотических изданиях. При этом в 2018-ом году 600 миллионов гривен Министерство информационной политики использовало таким образом — заключило соглашения с ведущими телеканалами Украины для трансляции своих роликов. Но эти деньги не шли независимым изданиям, а шли олигархическим телеканалам. Руководители этих телеканалов сейчас монополизируют медиапространство. И упомянутый закон им должен в этом помочь. Планируется создание новой структуры, которая будет регулировать эти процессы, надзирать. То есть такое впечатление, что внедряется новейшая цензура. Мы имеем сейчас большие очереди на КПВВ, и мне кажется, что все идет к тому, что подобные очереди будут выстраиваться к тем или иным госучреждениям для того, чтобы получить удостоверение о том, какого вы «сорта» журналист и вообще ли журналист. Это мы уже проходили, когда кое-кто и Украину делил на три сорта в 2004-ом году...

«НАДЕЮСЬ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ БУДЕТ ЧЕТКО НАЗЫВАТЬ АГРЕССОРОМ РОССИЮ»

— Недавно прогремел скандал с утечкой информации из высших ступеней власти. Это вызвало широкую дискуссию в социальных сетях об уровне информационной безопасности в стране. У нас выходит «дыры» не только  в бюджете, но и в информационной сфере?

— Было более чем 3000 заявок на должность пресс-секретаря Президента. Как проходил этот конкурс? Мы этого не знаем. Пока мы видим человека на этом посту, который как-то пытается исполнять свои обязанности, но остается очень много вопросов к его профессиональности.

Это проблема информационной безопасности на высшем уровне. И я согласен с тем, что у нас на высших ступенях власти много непрофессиональных людей. Ощущение такое, что позиция власти в этом не только нечеткая, а какая-то детская. Они не созрели. Вышли из художественной сферы, из шоу-бизнеса и там еще и сознанием своими остались. Почему-то им так кажется, что то, что у них выходило в шоу-бизнесе, то же у них должно получиться и в государственных делах. Такое положение вещей понижает доверие к самой власти в целом, а следовательно, ее рейтингов. Конечно, остаются «очарованные», но профессионалы замечают непрофессиональность.

— Владимир Зеленский высказался о необходимости объединить страну. В интернете даже появился мэм «Какая разница?», а само выступление Президента вызвало бурную реакцию. Вроде бы, хорошая идея — объединить украинцев. Но при этом в выступлении Зеленского был утрачен главный акцент — а кто разъединяет украинцев? И кто является врагом и оккупантом?

— Надеюсь, что Президент все же будет четко артикулировать такие вещи и называть агрессором Россию. Не думаю, что это произойдет быстро и Зеленский станет именно так четко высказываться. Но само умалчивание этих вещей как раз и разъединяет. Украинцы идут на пути к утверждению собственной идентичности, несмотря на все попытки России сделать все, чтобы мы забыли о том, кто мы есть. Я надеюсь, что у Президента есть советники, которые это доносят ему. Но Президенту также нужно учитывать опыт своих предшественников, в том числе их ошибки. К сожалению, Зеленский пока в полном смысле не стал главой государства, хотя убежден, что он действительно искренне хочет видеть Украину единой.

— Только выходит так, что он учится быть Президентом за наш счет, за «дыры» в бюджете, и на нашей крови, ведь количество убитых на фронте увеличилось. Дорогая наука. Но все же, как так произошло, что люди за него проголосовали в таком количестве?

— Знаете, я уже больше думаю, не почему так произошло, а как с этим жить и как на это повлиять. Например, должно быть объединение медиасообщества. Созрели ли они  к тому, чтобы хотя бы добыть в борьбе свое право на профессию. Мы наблюдаем определенный геноцид украинской журналистики. Это позорно, и вопрос в том, как мы на это отреагируем и сможем ли влиять на власть. По моему мнению, пока значительная масса украинского народа еще сама не определилась, где «добро» и где «зло». Перед нами большие вызовы. Я постоянно читаю газету «День» и поддерживаю ее позицию. И полностью разделяю мнение обо всем масштабе опасностей, которые стоят перед нами, особенно когда мы забываем о государственности. Враг не отступает, и перемирие — это не мир и не безопасность страны. Но мы видим, как наши медиа в известной мере сдают позиции. В чем заключается наша информационная политика? В том, что когда-то должны запустить новый телеканал? Это не политика. Видим, что пока сужается поле для медиа и идет монополизация. Но являются ли эти монополисты-олигархи державниками? Не уверен. Президент не называет агрессора агрессором. Но он и не объявляет борьбу с олигархатом, без чего нельзя представить нормальное развитие страны. Не будем забывать, что Зеленский фактически состоялся под патронатом олигархической структуры и благодаря олигархам он стал тем, кем он является.

Все рецепты украинского противодействия в информационной войне публикуются  в газете «День» с 2014 года, и что?.. Власть прислушивалась и реализовала? Действия новой украинской власти в информполитике напомнили действия так называемой «ДНР» в 2014-м: созданный на российские рубли монстр — так называемое министерство информации в Донецке   требует от СМИ перерегистрации по «законам ДНР» и аккредитации журналистов. На сорта, как требует Минкульт пана Бородянского,  не делят, потому что у коллаборантов нет середины: или «за Рассею до конца», или на подвал, как журналист Асеев на 15 лет.

Как мы увидели в ситуации с премированием  руководителей Минкульта  — средства для информационных проектов есть. Распорядителем определенных ресурсов в областях являются местные администрации и управления информационной и внутренней политики — высокооплачиваемые  чиновники есть, побед нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать