Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Живой звук Львовской филармонии

Владимир Сивохип — о том, как научиться жить в новых реалиях
19 мая, 10:00

Уже несколько недель подряд (с четверга по воскресенье) в Львовской национальной филармонии проходят концерты, которые можно услышать из... окон, выходящих на ул. Чайковского, где расположено здание заведения, и посмотреть на YouTube-канале. Таким образом филармония, как и большинство культурных учреждений Украины и мира в условиях карантина, поддерживает связь с публикой.

Об особенностях карантинной жизни, программе онлайн-трансляций, неожиданности XX—XIX Международного фестиваля «Виртуозы» наш разговор с генеральным директором Львовской национальной филармонии Владимиром Сивохипом.

«КАЖДЫЙ РАЗ ТЕШИМ СЕБЯ НАДЕЖДОЙ»

— Мы все с большим нетерпением ждали 12 мая — окончания карантина, немножко даже забегали вперед, потому что вот-вот-вот, и начнутся какие-то ослабления условий самоизоляции... Но вот только состоялось внеочередное заседание правительства, где сообщили о продлении карантинных мер до 22 мая, — говорит Владимир Степанович. — Каждый раз тешим себя надеждой, что наши эмоции, наше творческое начало начнет возрождаться, по-новому расцветать. Но должны быть реалистами. К каждой ситуации нужно адаптироваться, найти возможность в тех реалиях функционировать и, конечно, думать и планировать себя на будущее.

— Уже анализировали посещаемость на YouTube-канале?

— Мы действуем в рамках протокола. В то же время понимаем, что для нас, людей творческих, проявление творчества очень важно. Поэтому по инициативе Богдана Сегина (коммерческий директор по развитию современной музыки Львовской национальной филармонии. — Т.К.), по инициативе Союза композиторов присоединились по выходным (хотя сейчас, в условиях карантина, термин «выходные» — условный, но по старой доброй традиции выбрали именно эти, уикэндовые, дни) к прямым трансляциям. Причем они разные. Иногда можем извлекать что-то из наших архивов, наших недавних премьер, которые у нас записаны, но не были обнародованы. В другой день приглашаем одного-двух хороших музыкантов, которые играют живой концерт, но без публики и в ограниченном пространстве, и этот концерт транслируем и на улицу, чтобы сохранить статус музыкальной улицы, и в сеть — не только в YouTube, но также в другие сети. Некоторые концерты, которые делает «INSO-Lviv», — архивы Leopolis Jazz Fest, в которые вовлечены участники этого фестиваля, к примеру ведущий — Алексей Коган, чтобы поговорить об этих концерты и вспомнить прошлое. Также Богдан Сегин вытаскивает архивы «Контрасты» и других фестивальных мероприятий, которыми занимался. Например, это записи чистого авангарда. Все это, несомненно, имеет свою аудиторию. Если говорить о какой-то численности, то мы не ставим себе целью привлечь внимание определенного числа слушателей. Но приведу вам такую цифру: когда у нас в прямом эфире на прошлой неделе играли программу для фортепиано в четыре руки Оксана Рапита и Мирослав Драган, а они были почти час в эфире, то сразу в YouTube было более 600 просмотров. Как по мне, то, если бы был такой концерт в филармонии в реальных условиях и пришло бы 200 или 300 слушателей, то мы считали бы это хорошим показателем. А тут вдруг 600 просмотров... Важно, что все концерты остаются в сети — их и в дальнейшем можно посмотреть, и они набирают просмотры. Мы имеем аудиторию, которая изо дня в день существенно увеличивается. И все понимаем, что это — новые реалии, которые мы не только начинаем осмысливать.

МНОГОЧАСОВОЙ МАРАФОН «ВИРТУОЗОВ»

— 21—31 мая во Львовской филармонии должен состояться международный фестиваль «Виртуозы», у которого давно уже готова программа из пятидесяти позиций, а посвящен он 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. Что теперь?

— Мы понимаем, в каких условиях находимся, — что можно, а что нельзя. Приведу пример с празднованием Дня города в первое воскресенье мая. Нам сообщали, что из-за карантина событие переносится. И для меня было приятно-неожиданно, когда 3 мая состоялась-таки минимальная и символическая акция по случаю Дня Львова, которую можно было увидеть в сети. Мероприятие проводилось без нарушения карантинных ограничений. И это было поздравление не столько горожанам — медикам, которые сейчас в первом ряду... Фестиваль «Виртуозы», который был визитной карточкой весеннего Львова, тридцать восемь лет подряд проходил в мае. И мы не можем сказать, что он отменяется или переносится. Понимаем, что никто к нам на фестиваль не приедет из-за границы, но знаем, что есть много хорошего европейского уровня украинских музыкантов, которые перед карантином приехали в Украину и теперь не могут уехать, потому что все остановилось. Понимаем, что не можем собрать оркестр, потому что не имеем права. Поэтому сейчас составляем программу из произведений камерной музыки Бетховена. И проведем 31 мая, как в день запланированного закрытия «Виртуозов», многочасовой марафон. Музыка будет звучать в прямом эфире. Она так же будет выводиться на улицу Чайковского и параллельно будет звучать в сети с участием ведущих украинских исполнителей.

— Событие будет проходить на одной площадке?

— Да, в нашем концертном зале. Потому что понимаем, что это будет работать на публику не визуально, а виртуально. Также понимаем, что должны создать максимально благоприятные технические условия для съемки. Поэтому сцена нашего концертного зала является удобной во всех смыслах локацией. Там и пространства достаточно, и инструменты хорошие.

ВЫСТУПАТЬ ВЖИВУЮ ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННО

— Говорила во время карантина с директорами львовских театров, и некоторые из них сравнивали архивные спектакли, которые транслируются онлайн, с фотоальбомами...

— Мы можем относиться к чему-то критически, учитывая то, что сделали что-то не так качественно, как хотелось бы. Пролистывание семейного альбома — это что-то одно. Прослушивание архивной записи «Мессы» Баха — это совсем другое. Хотя запись не передает столько эмоций, сколько во время живого исполнения. Но, тем не менее, по моему мнению, хорошо слушать хорошую архивную запись! Сейчас, когда транслируем живые концерты, ищем компромисс. Потому что это живой концерт, единственное — нет публики, но она видит исполнителя через интернет. Я разговаривал с теми нашими исполнителями, которые выступали вживую, и они говорят, что это  — очень ответственно, очень волнительно, потому что ты на самом деле играешь так, как на концерте, хотя немножко и не хватает ощущения энергетики зала. И это чувство не только настораживает — еще и обязывает выкладываться максимально, чтобы и публика в виртуальном мире, и публика, которая есть на улице, услышала тебя.

— А как будет проходить процесс выхода из карантина?

— Наши артисты и оркестр занимаются, через интернет проводят репетиции. Понемногу, насколько это разрешено, мы собираемся в камерном зале, в других наших помещениях — квартетами, ансамблями, чтобы упражняться, и в июне, очевидно, какими-то малыми концертными формами будем выходить в живую трансляцию. То есть эта часть работы вроде понятна. Хотим к работе привлекать все больше музыкантов, чтобы работал весь оркестр... Другое дело, что не знаем, не можем предсказать, когда нам обстоятельства позволят вживую контактировать с публикой. Что касается того, чтобы открыть концертный зал на 600 мест, то, наверное, там будет ряд ограничений, которые будут касаться не только входа зрителей, но и их количества. Я бы здесь не хотел думать заранее, потому что опыта никакого нет! Нет такого опыта и в Европе — слышал о таком от коллег Из Бельгии, Германии, Франции, с которыми постоянно общаюсь. У них просто досрочно закончился концертный сезон. Когда он начнется полноценно в нашем, профессиональном, понимании?.. Начнется ли он в августе, сентябре, октябре? Наверное, это очень индивидуально и зависит от ситуации в каждой стране. Так же не знаем, какие будут индивидуальные ограничения относительно того, сидеть через одного или сидеть через ряд... И о музыкантах нужно думать, потому что, наверное, придется увеличивать расстояние между ними. А вот как оно будет звучать? Каким образом это обеспечивать? Нам надо это перейти. Если где-то на воздухе или в помещении на хорошем расстоянии будут сидеть четыре человека, которые будут пить кофе или кушать пиццу, — это одно. Совсем другое — концертный зал... В завершение могу сказать, что мы в любом случае готовы к тому, чтобы показать все лучшее, что готовим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать