Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Танец в роли... эсперанто

Швейцарские маршруты Александра Чепалова
14 августа, 09:46

Первоначальный адрес командировки профессора Киевского национального университета культуры и искусств Александра Чепалова: Женева, университет, кафедра славистики. Но интересы, связанные с пребыванием в Швейцарии нашего великого соотечественника Сержа Лифаря несколько изменили и расширили маршрут поездки...

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ» БАЛЕТ

— Александр Иванович, что же привело вас на берега Женевского озера?

— Мой любимый вид искусства танец... В 1995 году повезло получить грант швейцарской организации «ProGelvetia» для изучения современного танца в Цюрихе, Женеве, Лозанне и других швейцарских городах. Тогда в его развитии  был явный перегиб. Эксперименты преобладали над академизмом и практически уничтожили классику. Организатор балетного конкурса в Лозанне Филипп Брауншвейг даже книгу написал: «Кризис танца». Сегодня положение улучшилось и в практике и в теории хореографии. Ею заинтересовались даже непрофильные учебные заведения. В старейшем Женевском университете с давних пор существует кафедра славистики, которую возглавляет уникальный специалист, профессор  Жан-Филипп Жаккар. Сам он родился в Швейцарии, но такое впечатление, что знает историю и культуру славянских стран как свою, родную. Когда Жан-Филипп стажировался в Ленинграде, попал «под колпак» КГБ как любитель группы Виктора Цоя. Он до сих пор дружит с бывшими неформалами, терпеть не может советской идеологии и прекрасно разбирается в украинской политике. В общем, «наш человек». Когда мы познакомились, у Жана Филиппа было несколько аспирантов, в том числе украинка Евгения Тихонова, специалист по народной хореографии. Она, кстати, писала в свое время в Киеве диссертацию под руководством известного театроведа, доктора искусствоведения Юрия Станишевского. Оказалось, не судьба! Потом пыталась найти работу в Швейцарии, искала себе применение как педагог. Так попала в Женевский университет, поскольку на Западе тоже берут на профессорские должности специалистов с научными степенями. Многие выходцы с Украины оставили тут свои автографы. В старом корпусе университета есть аудитории, где на столах... вырезаны фамилии студентов со славянскими фамилиями. Представьте, их не стирают с ХIХ столетия, будто в музее... В библиотеке нашелся «Кобзарь», двухтомная энциклопедия украинистики, изданная в Торонто, много биографических книг о Тарасе Шевченко (на фото). И еще упомяну об одной неформальной детали университетской «экспозиции». Пару лет назад, в качестве наглядной пропаганды отказа от курения, вокруг главного корпуса было собрано и закрыто в стеклянном кубена всеобщее обозрение почти двадцать шесть тысяч окурков. Настоящий сюрреалистический натюрморт, очень неприглядный. Думаю, может помочь в оздоровлении атмосферы в целом и собственных легких, в  частности.

— Очень интересно, но давайте вернемся к диссертации Есть какие-то отличия в самой процедуре защиты?

— Тут нужно пояснение. Ученый специализированный совет в Женеве (он там называется жюри) состоит всего из четырех человек. В данном случае это была декан факультета Корин Амашер (она историк и имеет прочные связи с украинской научной школой), Ж.-Ф. Жаккар, я и еще одна интереснейшая личность — Александр Калибабчук, бывший солист балета  Национальной оперы. В свое время он получил также филологическое образование в Киевском университете, а сейчас работает балетмейстером в театре немецкого города Карлсруэ и является профессором Академии танца в Маннхейме. Вот такая у нас подобралась компания.

— Неужели этого достаточно?

— Мне показалось, вполне. Этот положительный опыт, насколько мне известно, собирается перенять и наше научное сообщество, тогда вероятней, что степень доктора философии (Ph.D) окончательно утвердится в Украине. Не секрет, что во многих наших специализированных советах заседают люди, хотя и солидные, но малосведущие в вопросах, которые рассматривает конкретная диссертация. К тому же, чем меньше членов в подобных институциях, тем больше должна быть компетентность каждого из них. Очень важно, что решение жюри никто не может ни контролировать ни оспорить.Это тем более повышает его ответственность.

— Защита прошла успешно?

—  Евгения Тихонова написала отличную диссертацию, прошла все необходимые этапы обсуждения. Окончательное решение принимала декан, с учетом мнения руководителя и оппонентов. Они были едиными. Работа, по нашим меркам, огромная — около 600 страниц, ее чтение и рецензирование лично у меня заняло около трех месяцев. Коллега Калибабчук таже работал с ней очень долго. Тема диссертации очень интересна — речь в ней идет о «повествовательном» балете, то есть попытках рассказать какую либо историю средствами танца и пантомимы в разные времена, и в разных странах. У нас подобных исследований пока нет. Но надо вспомнить, что одним из первых и наиболее глубоких теоретиков танца в ХХ столетии был наш земляк Серж Лифарь. Его мы также не раз вспоминали во время работы жюри.

ИКАР СЕРЖА ЛИФАРЯ НА БЕРЕГУ ЖЕНЕВСКОГО ОЗЕРА

ЛИФАРЬ-ИКАР

— Еще бы! Ведь Лифарь умер в Швейцарии, в Лозанне.

— Да, и мой путь продолжился из Женевы в Лозанну, чтобы увидеть памятник Лифарю, выполненный как бронзовая скульптура с ажурными крыльями  его любимого героя Икара (на фото). Не думайте, что это оказалось просто. Памятник на берегу Женевского озера (в Лозанну  поезд 65 километров мчит по его берегу) скрыт в густых деревьях, и его в городе мало кто знает. Даже в отеле, расположенном поблизости (там Лифарь жил до самой смерти), меня при слове «Икар» посылали в расположенный рядом Музей олимпийского движения, где подобные монументы могли быть. Но такого, как этот, выполненный украинским скульптором Владимиром Чепеликом, действительно нет.

Как говорил  украинский дипломат Евгений Бершеда, для Украины чрезвычайно важны конкретные свидетельства исторического присутствия в культурном пространстве Европы и мира. Он же рассказал, что в инаугурации памятника принимал участие, тогда еще живой, великий хореограф Морис Бежар, балетная труппа которогод о сих пор находится в Лозанне. На церемонию он пришел на костылях, поскольку лечил сломанную ногу. Символично, что, когда мэру Лозанны не удалось с первой попытки освободить монумент от покрывала, М. Бежарпомог, сняв покрывало своим костылем. Об этом и многом другом я вспоминал, будучи на берегу Женевского озера. Возможно, стоит написать  об этих уроках «эсперанто» подробнее. Швейцарский и в целом европейский опыт вполне может нам пригодиться — от политики до искусства. А за ним стоят авторитетные люди —  теоретики и практики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать