«Спросите только хутор Ге...»

Когда на Черниговщине появится мемориальный музей — заповедник знаменитого художника

Дворянское поместье в селе Ивановском на Черниговщине, которое сначала принадлежало Забилам, представителям древнего украинского старшинского рода, а с 1876 года стало собственностью художника Николая Ге, давно вошло в историю отечественной художественной культуры. Это место, где 18 лет жил и творил выдающийся художник, где находился гениальный писатель Лев Толстой, где создавали свои портреты и пейзажи художники Илья Репин, Георгий Мясоедов, Владимир Маковский, художник Михаил Врубель — этот хутор хорошо известен историкам искусства. Современное село Шевченко известно также и специалистам туристической сферы. Оно обозначено на туристической карте Украины. В соответствующих путеводителях его авторы объясняют, как доехать до этого мемориального места.

К сожалению, поклонники Николая Ге и все, желающие больше узнать о выдающемся художнике и общественном деятеле, не имеют возможности это сделать. Современные туристы пока не в состоянии, используя средства музейной коммуникации, окунуться в атмосферу творчества художника и более детально ознакомиться с его черниговским периодом жизни. Сейчас невозможно посетить усадьбу Забил — Ге, увидеть знаменитую аллею тополей и весь фруктовый сад в имении художника, отведать мед из его пасеки, ознакомиться с методами хозяйствования украинского художника на своем хуторе, наконец побывать в его мастерской и библиотеке, как это было при жизни Николая Ге.

Фамильное имение не сохранилось. Одноэтажный дом, который пережил бурные годы украинской революции и гражданской войны и остался невредимым во время Второй мировой, в советское время был разобран. Школе в селе, получившем новое название Шевченко, нужен был новый дом, потому что старый не досмотрели, не смогли поддержать в надлежащем состоянии.

Находясь на этой славной земле, где проходил диалог искусств, где поднимались вопросы духовности и морали, где действовала художественная школа, в которой учились ученики художника, а сам учитель создал десятки произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры, можно полюбоваться только видами, а в самом селе, на том месте, где кипела жизнь, увидеть... пустоту. Сейчас, простой украинец или гость нашей страны может поклониться светлой памяти художника Николая Ге и его жены Анны, побывав всего лишь на их могилах.

Жители соседних сел, а в первую очередь современные хуторяне из села Шевченко, на вопрос, как проехать на хутор Ге, сразу показывают направление тем туристам, кто вышел на железнодорожной станции Плиски и хотят пройти по тропинке Николая Ге, посетить это заповедное место и ознакомиться с обстоятельствами создания славных картин. Но, к сожалению, сейчас невозможно почувствовать и осознать факты и события лучшей страницы взаимодействия художественных культур, находясь посреди современного хутора.

Актуально воспроизведение старинной усадьбы, восстановление новых объектов с целью создания туристско-мемориального комплекса «Хутор художника Николая Ге». На очереди — возрождение украинского хутора в селе Шевченко, где жил и творил выдающийся художник. Предлагающийся инвестиционный проект предполагает не только восстановление дома с мастерской и библиотекой, где 18 лет жил и творил наш гениальный земляк, но и воспроизведение крестьянских хозяйств на бывших землях его соседей, с которыми «кумував» профессор Петербургской академии художеств. Здесь Николай Ге сеял и собирал урожай на своей хуторской земле, клал печи в украинских домах. Вместе с односельчанами он работал на своей пасеке и в саду, а потом отдыхал на прогулке у пруда или кургана «Роблена». Эти объекты, в частности фруктовый сад с тополиной аллеей и мельничное сооружение, необходимо восстановить, чтобы возродить село, вернуть славу той местности, которую до сих пор жители называют «хутор Ге».

Предлагается также построение отдельного современного помещения для администрации мемориального музея-заповедника, в котором должен разместиться также офис туристической фирмы, выставочное помещение, конференц-зал и миниотель с национальной кухней для приема гостей, ученых и всех посетителей, туристов и экскурсантов. Не исключается возможность хозяйственной деятельности, в том числе по предоставлению услуг сельского зеленого туризма, теми владельцами агроусадеб и других хозяев, проживающих в селах Шевченко, Фастовцы, Плиски, Бельмачевка и желающих заниматься этой перспективной формой хозяйствования, в частности органическим земледелием.

Современные подходы к туризму основываются на сочетании комфорта и преимуществ индустрии развлечений с традиционными онтологическими мотивами человеческого путешествия. В движении и путешествиях происходит то, что определяется как самопознание и духовное развитие. Туризм во всем мире идет по пути построения туристических центров, где национальные традиции гостеприимства сочетаются с глобализированными требованиями к обслуживанию туристов. Туристические услуги разрабатываются с учетом стандартов, которые можно получить в любой части мира, находясь или в гостинице, или в ресторане. Но все они работают на главный объект туристического показа, подразумевают ту изюминку, ради которой туристы приехали из разных мест и поселились в отеле.

Достопримечательности национального историко-культурного наследия имеют исключительное значение как для общества в целом, так и для тех учреждений, которые обязаны способствовать их эффективному использованию, в частности в сфере туризма. Проблемы благоустройства территорий, где размещаются объекты культуры, должны решаться в государстве соответствующим образом. Необходимо уделять должное внимание вопросам их инфраструктурного обеспечения, обустройства сети туристических маршрутов и постоянного мониторинга всей системы. Чрезвычайную важность имеют вопросы консервации, хранения, музеефикации и воссоздания памятников истории и культуры. Их повреждение или разрушение без возможностей реконструкции сводит на нет любую работу как в гуманитарной, так и в экономической сферах. Тогда отсутствует главный повод, а именно те объекты (национальные или региональные памятники), вокруг которых строятся гостиницы, сеть средств досуга, прокладываются дороги и тому подобное. Тогда отпадает необходимость и в туристических путеводителях, и в музейных каталогах, где анализируются или рекламируются те или иные достопримечательности. Они не сохранены в наше время, а существовали невредимыми сто, двести или даже тысячу лет назад.

Существуют примеры, когда можно помочь и определенным образом минимизировать последствия трагедии, произошедшей с объектом, важным для туристической сферы. Говорится о реконструкции или воспроизведении достопримечательности, которая претерпела со временем значительные повреждения. В Чернигове были возрождены Пятницкая церковь, Борисоглебский собор, в Батурине — крепость и дворец Разумовского, в селе Мотроновка — усадьба дворянской семьи Белозерских и мемориальный дом Пантелеймона Кулиша и Анны Барвинок.

Возрождение села Шевченко на Бахмаччине как музейно-туристической и сельскохозяйственной организации является крайне важным, требует комплексных действий, в частности в развитии туристической инфраструктуры. Начинать необходимо с реконструкции памятника на могиле супругов Ге и благоустройства прилегающей мемориальной территории.

«От станции Плиски идите пешком. Это будет дешевле, а хутор наш виднеется, и путь один — спросите только хутор Ге, и вам каждый ответит, куда идти». Так писал в 1890-х годах о своем поместье и своих соседях на бывшем хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии Николай Николаевич Ге.

«Спросите только хутор Ге...»

«Спросите только хутор Ге...»

Когда на Черниговщине появится мемориальный музей — заповедник знаменитого художника

Дворянское поместье в селе Ивановском на Черниговщине, которое сначала принадлежало Забилам, представителям древнего украинского старшинского рода, а с 1876 года стало собственностью художника Николая Ге, давно вошло в историю отечественной художественной культуры. Это место, где 18 лет жил и творил выдающийся художник, где находился гениальный писатель Лев Толстой, где создавали свои портреты и пейзажи художники Илья Репин, Георгий Мясоедов, Владимир Маковский, художник Михаил Врубель — этот хутор хорошо известен историкам искусства. Современное село Шевченко известно также и специалистам туристической сферы. Оно обозначено на туристической карте Украины. В соответствующих путеводителях его авторы объясняют, как доехать до этого мемориального места.

К сожалению, поклонники Николая Ге и все, желающие больше узнать о выдающемся художнике и общественном деятеле, не имеют возможности это сделать. Современные туристы пока не в состоянии, используя средства музейной коммуникации, окунуться в атмосферу творчества художника и более детально ознакомиться с его черниговским периодом жизни. Сейчас невозможно посетить усадьбу Забил — Ге, увидеть знаменитую аллею тополей и весь фруктовый сад в имении художника, отведать мед из его пасеки, ознакомиться с методами хозяйствования украинского художника на своем хуторе, наконец побывать в его мастерской и библиотеке, как это было при жизни Николая Ге.

Фамильное имение не сохранилось. Одноэтажный дом, который пережил бурные годы украинской революции и гражданской войны и остался невредимым во время Второй мировой, в советское время был разобран. Школе в селе, получившем новое название Шевченко, нужен был новый дом, потому что старый не досмотрели, не смогли поддержать в надлежащем состоянии.

Находясь на этой славной земле, где проходил диалог искусств, где поднимались вопросы духовности и морали, где действовала художественная школа, в которой учились ученики художника, а сам учитель создал десятки произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры, можно полюбоваться только видами, а в самом селе, на том месте, где кипела жизнь, увидеть... пустоту. Сейчас, простой украинец или гость нашей страны может поклониться светлой памяти художника Николая Ге и его жены Анны, побывав всего лишь на их могилах.

Жители соседних сел, а в первую очередь современные хуторяне из села Шевченко, на вопрос, как проехать на хутор Ге, сразу показывают направление тем туристам, кто вышел на железнодорожной станции Плиски и хотят пройти по тропинке Николая Ге, посетить это заповедное место и ознакомиться с обстоятельствами создания славных картин. Но, к сожалению, сейчас невозможно почувствовать и осознать факты и события лучшей страницы взаимодействия художественных культур, находясь посреди современного хутора.

Актуально воспроизведение старинной усадьбы, восстановление новых объектов с целью создания туристско-мемориального комплекса «Хутор художника Николая Ге». На очереди — возрождение украинского хутора в селе Шевченко, где жил и творил выдающийся художник. Предлагающийся инвестиционный проект предполагает не только восстановление дома с мастерской и библиотекой, где 18 лет жил и творил наш гениальный земляк, но и воспроизведение крестьянских хозяйств на бывших землях его соседей, с которыми «кумував» профессор Петербургской академии художеств. Здесь Николай Ге сеял и собирал урожай на своей хуторской земле, клал печи в украинских домах. Вместе с односельчанами он работал на своей пасеке и в саду, а потом отдыхал на прогулке у пруда или кургана «Роблена». Эти объекты, в частности фруктовый сад с тополиной аллеей и мельничное сооружение, необходимо восстановить, чтобы возродить село, вернуть славу той местности, которую до сих пор жители называют «хутор Ге».

Предлагается также построение отдельного современного помещения для администрации мемориального музея-заповедника, в котором должен разместиться также офис туристической фирмы, выставочное помещение, конференц-зал и миниотель с национальной кухней для приема гостей, ученых и всех посетителей, туристов и экскурсантов. Не исключается возможность хозяйственной деятельности, в том числе по предоставлению услуг сельского зеленого туризма, теми владельцами агроусадеб и других хозяев, проживающих в селах Шевченко, Фастовцы, Плиски, Бельмачевка и желающих заниматься этой перспективной формой хозяйствования, в частности органическим земледелием.

Современные подходы к туризму основываются на сочетании комфорта и преимуществ индустрии развлечений с традиционными онтологическими мотивами человеческого путешествия. В движении и путешествиях происходит то, что определяется как самопознание и духовное развитие. Туризм во всем мире идет по пути построения туристических центров, где национальные традиции гостеприимства сочетаются с глобализированными требованиями к обслуживанию туристов. Туристические услуги разрабатываются с учетом стандартов, которые можно получить в любой части мира, находясь или в гостинице, или в ресторане. Но все они работают на главный объект туристического показа, подразумевают ту изюминку, ради которой туристы приехали из разных мест и поселились в отеле.

Достопримечательности национального историко-культурного наследия имеют исключительное значение как для общества в целом, так и для тех учреждений, которые обязаны способствовать их эффективному использованию, в частности в сфере туризма. Проблемы благоустройства территорий, где размещаются объекты культуры, должны решаться в государстве соответствующим образом. Необходимо уделять должное внимание вопросам их инфраструктурного обеспечения, обустройства сети туристических маршрутов и постоянного мониторинга всей системы. Чрезвычайную важность имеют вопросы консервации, хранения, музеефикации и воссоздания памятников истории и культуры. Их повреждение или разрушение без возможностей реконструкции сводит на нет любую работу как в гуманитарной, так и в экономической сферах. Тогда отсутствует главный повод, а именно те объекты (национальные или региональные памятники), вокруг которых строятся гостиницы, сеть средств досуга, прокладываются дороги и тому подобное. Тогда отпадает необходимость и в туристических путеводителях, и в музейных каталогах, где анализируются или рекламируются те или иные достопримечательности. Они не сохранены в наше время, а существовали невредимыми сто, двести или даже тысячу лет назад.

Существуют примеры, когда можно помочь и определенным образом минимизировать последствия трагедии, произошедшей с объектом, важным для туристической сферы. Говорится о реконструкции или воспроизведении достопримечательности, которая претерпела со временем значительные повреждения. В Чернигове были возрождены Пятницкая церковь, Борисоглебский собор, в Батурине — крепость и дворец Разумовского, в селе Мотроновка — усадьба дворянской семьи Белозерских и мемориальный дом Пантелеймона Кулиша и Анны Барвинок.

Возрождение села Шевченко на Бахмаччине как музейно-туристической и сельскохозяйственной организации является крайне важным, требует комплексных действий, в частности в развитии туристической инфраструктуры. Начинать необходимо с реконструкции памятника на могиле супругов Ге и благоустройства прилегающей мемориальной территории.

«От станции Плиски идите пешком. Это будет дешевле, а хутор наш виднеется, и путь один — спросите только хутор Ге, и вам каждый ответит, куда идти». Так писал в 1890-х годах о своем поместье и своих соседях на бывшем хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии Николай Николаевич Ге.