Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сергей САВЧЕНКО: «Искусство — рождение тайн, а не констатация истин»

В столичной галерее «Триптих АРТ» проходит выставка известного львовского художника и участника Евромайдана
12 февраля, 11:16
СЕРГЕЙ САВЧЕНКО (СПРАВА) И МАТВЕЙ ВАЙСБЕРГ — КОЛЛЕГИ В ИСКУССТВЕ И СОРАТНИКИ ПО ЕВРОМАЙДАНУ

Думаю, никого не шокирую, если скажу, что последние два месяца у меня не было желания ходить на светские мероприятия, посещать вернисажи, следить за новинками кино. Аргументы все знают. Без комментариев. Да и на выставку талантливого и любимого мной художника Сергея Савченко, признаюсь, шла без воодушевления, а по долгу службы. Ее название — «Интим» — настраивало на ярко-колоритную, экспрессивную живопись, красивые женские фигуры, формалистические экзерсисы на тему... Зная неугомонный характер Савченко, его талант художника, сомнений в том, что работы окажутся интересными, не было. Только удивление — а кому и зачем это сегодня нужно?..

Сказать, что я была удивлена и обескуражена — ничего не сказать. Первое, что увидела, войдя в зал «Триптих АРТа», — это лица людей с Майдана. Множество прокопченных, усталых, но таких интересных лиц! Мощные монументальные живописные работы, выполненные в сдержанном, монохромном колорите, завораживали, не отпускали от себя, хотя каждая из них жила своей собственной жизнью. Название «Интим» смутило еще больше — и заинтриговало. В тот момент я вспомнила когда-то прочитанное выражение, что талантливый портрет — это совпадение двух точек зрения: художника и его модели.

По сути, мне явился портрет нашей сегодняшней страны. И я решила узнать мнение о нем автора Сергея Савченко и директора галереи «Триптих АРТ» Татьяны Савченко. (К слову, они просто однофамильцы, но совпадение фамилий в данном случае мне показалось символичным, будто уже предполагающим некое единство.)

«Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ НАМЕРЕННОГО СТАЛКИВАНИЯ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ НАШЕЙ СТРАНЫ»

— Сергей, нынешний вернисаж поразил и покорил зрителей. Неожиданные для вашего творчества по колориту и настроению работы — философские и драматичные, метафорически рифмующиеся с революционными событиями последних месяцев в Украине. Сегодня многие художники и искусствоведы даже говорят о том, что вы предчувствовали ситуацию, ведь картины, представленные на выставке, были написаны еще до противостояния народа и власти в стране?

— Я проанализировал, почему так получилось. Началом этих ассоциаций послужила, конечно, недавняя поездка в Испанию, впечатления от музея Прадо, фантастических образов Франсиско Гойи, средневековья... Наверное, я оказался в нужном месте и в нужный час — этот сдержанный колорит лег на душу: с одной стороны, мне казалось, что нас ожидает тревожная зима, с другой — открыл для себя, как работает имприматура. Захотелось попробовать эту технику, игру темных и светлых красок. Каждая работа имеет отдельную емкую тему, говорит о своем — об ожидании, публичном рождении, смерти, и, объединив их поначалу только техникой, я серьезно задумался о том, какое выбрать название для выставки...

— И остановились на весьма провокационном — «Интим»?..

— Дело в том, что слово «интим» в моем понимании имеет множество значений. Это — сон, страх, мысли, интуиция, память. Интим — изгнанник в закоулках реальности, пустота в системе, эссенция глубоко личного. Интим       — беспрерывно трансформируемая тайна. И любое творчество — одна из форм Интима. Его дефицит порождает тиранию, и потому все диктатуры мира объявили войну Интиму. Вот так, приблизительно, могу объяснить, почему я выбрал это слово для нынешнего цикла работ.

— А что касается предчувствия революционной ситуации в стране, оно действительно было?

— Не знаю, предвидение это или нет... Я просто изображал проблемы, которые всегда меня живо волновали и волнуют сегодня. С революцией они не связаны. Проблемы одиночества, вечности, мониторинга и публичности... Игроки мы или зрители, боремся или наблюдаем... Художник ведь редко что-либо утверждает в своем творчестве, чаще всего он задает вопросы. Искусство          — рождение тайн, а не констатация истин. Истины утверждают ученые и исследователи, а творец — организм, рождающий сомнение. В каждой из своих картин я пытаюсь выразить тот или иной вопрос, и когда это получается, мне кажется, работа удалась.

— Вы приехали на Евромайдан, как только начались протестные акции. Ваши львовские коллеги поддерживают и разделяют этот поступок, или есть скептики?

— Каждый нормальный человек, на мой взгляд, без колебаний примет сторону народа, гуманизма, понимания того, что люди хотят жить лучше. Я так мыслил всегда и горд тем, что сейчас происходит в Украине.

Что касается скептиков, безусловно, сколько людей — столько мнений. Конечно, случаются разговоры о «кукловодстве», давлении на украинцев из-за границы, однако... Наступает такой момент, когда альтернативы не существует: должно быть так, и не иначе! Мы обязаны, наконец, определить для себя: что хорошо, а что плохо. В Украине этот момент наступил, и перед людьми встал выбор — выходишь ты на Майдан или нет. Мои друзья, коллеги сказали: «Да!». А кто другого мнения — тот, при всей моей толерантности, мне уже не друг. Особенно сейчас, после того, как погибли люди. Те, кто это допустил, — преступники. Их нужно судить, чтобы украинский народ имел возможность хорошо и спокойно жить, свободно дышать. Все просто.

И когда я слышу возгласы про загаженный центр Киева, закопченные дома, разбитые витрины, даже теряюсь — всем миром восстановим, покрасим, уберем мусор! Главное — добиться намеченной цели и почувствовать себя хозяевами страны, а не подопытными, забитыми и бесправными существами.

«ПИЕТА», ХОЛСТ, МАСЛО, АКРИЛ, 2013 г.

Мне посчастливилось, что я родился во Львове, что выбрал профессию, благодаря которой много времени провожу в других странах. Мне есть, с чем сравнивать Украину и к чему стремиться. Но я категорически против намеренного сталкивания разных регионов нашей страны. На Востоке живут прекрасные люди, со многими из которых давно дружу, с кем-то познакомился на Майдане. К сожалению, они располагают меньшей информацией, чем мы, живущие на Западе. Тем не менее, воля к свободе у них еще сильнее, чем у нас, потому что они искренне хотят жить полноценной жизнью.

Иногда меня спрашивают, зачем лично я мерзну на Евромайдане, ночую в палатке? В самом деле, я имею возможность свободно путешествовать по миру- у меня есть пятилетняя шенгенская виза. И на свой уровень жизни я не жалуюсь, слава Богу... Просто мне хочется, чтобы так жила вся страна. И разговоры насчет гипотетической возможности гражданской войны — полная ерунда! Нет в Украине людей, которые хотели бы крови. То, что происходит сейчас в стране, — это борьба народа и трусов, бандитов, которых всегда было меньше, чем порядочных людей. Потому я абсолютно не сомневаюсь в победе сторонников Майдана. Считаю, что за последние месяцы Украина уже показала себя прогрессивным государством, которое смотрит в будущее. Верю в то, что там не будет взрывов, стрекота пулеметов. А только цивилизованное противостояние различных мнений. Сейчас нас силой пытаются затянуть обратно, в прошлый век, как будто не понимают, что времени вспять не повернуть. Это не просто мое субъективное мнение, а объективность: огонь не может гореть в одну сторону — раз, и деревяшка, что истлела, вновь цела... Так не бывает — это аксиома. Закон природы, воля Божья.

Так и в развивающемся социуме. Империя закончилась! И логика подсказывает, что рано или поздно всеобщий гуманизм объединит людей. Этому нельзя противостоять, как бы кому из власть предержащих ни хотелось этого.

«ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ТВОРЦЫ — ОДИНОЧКИ, ЖИВУТ В СВОЕМ МИКРОМИРЕ. НО МАЙДАН ВЫВЕЛ В ПЕРВЫЕ РЯДЫ МНОГИХ ИЗ НИХ»

— Я давно работаю с Сережей Савченко: нынешняя выставка — уже десятая в нашем сотрудничестве. Он — очень одаренный человек. Во всех жизненных ипостасях. Блестящий музыкант — в свое время во Львове пользовалась успехом рок-группа, которую организовал Сергей. Это увлечение, кстати, отразилось и на его живописи. Сережа замечательно владеет словом: концепции вернисажей, комментарии к работам его авторства всегда оригинальны, глубоки и полны глубокого смысла.

Безусловно, Савченко — интеллектуал, — подчеркнула Татьяна САВЧЕНКО, директор галереи «Триптих АРТ». — Однако, несмотря на многолетнее знакомство, по-настоящему я узнала Сережу совсем недавно — во время пленэра в Испании, в сентябре прошлого года. Компания подобралась чудесная — кроме Сережи Савченко и меня, в этой поездке приняли участие также художники Матвей Вайсберг и Алексей Малых. У нас было время поговорить на самые разные темы, и именно тогда я почувствовала, что за легкостью Сергея, его изяществом, остроумием, россыпью стихотворных цитат звучит некий драматизм...

Когда впервые увидела картины, выставленные сегодня в галерее «Триптих АРТ», все встало на свои места. Правда, название «Интим» поначалу ввело в заблуждение — подумала, что Сережа вновь рисует обнаженную натуру, в чем весьма преуспел. Сработал стереотип: слово «интим» ассоциируется в первую очередь с сексом. Но концепция Сергея и на сей раз оказалась неожиданной и оригинальной: в каждом человеке есть потаенный — интимный! — уголок души, недоступный для других. Пространство, в котором сосредотачиваются желания, стремления, цели, настолько значимые для личности, что она о них до поры до времени никому не рассказывает... Конечно, такое поведение свойственно только цельным натурам.

Я уже говорила когда-то, что настоящий художник — всегда провидец: он опережает время в своих работах. Именно поэтому многие гениальные творцы были не понятыми и отвергнутыми своими соотечественниками. Сережа Савченко — автор картин, объединенных в цикл, мощный, драматичный. Под впечатлением от музея Прадо и живописи Франсиско Гойи он создал творческую студию на тему известной работы великого испанца «Сатурн, пожирающий своих детей». Тогда еще ничто не предвещало трагических событий на Майдане. А сегодня эта живопись непостижимым образом ассоциируется у зрителей именно с революционной ситуацией, возникшей в Украине. Вызывает эмоции, которые испытываем все мы каждый день, независимо от того, находимся в рядах протестующих или смотрим новости по телевизору. Сережа не только интуитивно почувствовал надвигающиеся глобальные перемены в стране — он оказался понят современниками.

Пожалуй, наилучшим подарком на открытие выставки может быть аншлаг... Среди гостей — друзья и соратники Сергея Савченко по Евромайдану.

Хочу подчеркнуть, что события последних месяцев открыли многих талантливых украинских художников с совершенно новой — и неожиданной стороны. Принято считать, что творцы     — одиночки, живут в своем микромире. Но Майдан вывел в первые ряды многих из них...

После избиения студентов мы (30 художников и галеристов) провели акцию «Чемодан. Вокзал. Тайга». Автором идеи выступил Константин Климашенко. Постаскивали старые чемоданы, наклеили на них именные билеты скандально известных политиков, написали красочные «новогодние пожелания» и развесили эти чемоданы на Майдановской елке. Сегодня такой перфоманс может показаться наивным, но мы сделали его еще до кровавой бойни, высказав таким образом свою гражданскую позицию...

«Триптих АРТ» также пытается оказывать всяческую помощь смелым и мужественным людям, которые день и ночь стоят на передовой. Покупаем бинты, еду. Дело в том, что наша галерея находится в траектории боевых действий, и нередко к нам заходят погреться активисты, которых мы всегда тепло принимаем. Да иначе и не может быть!

Фото предоставлены галереей «Триптих АРТ»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать