Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рисовал плодотворно и одержимо

В Золочевском замке представили выставку Петра ГРЕГОРИЙЧУКА, одного из главных представителей украинского искусства второй половины ХХ века
19 сентября, 10:32

Правду говорят, что человек живет столько, сколько о нем помнят. В подтверждение этих слов — открытие показа «У деда за пазухой» по случаю 105-летия со дня рождения Мастера.

«В последнее время, благодаря дочкам художника — Маричке и Зоряне — имею возможность часто говорить о Петре Грегорийчуке как об одном из главных представителей украинского искусства второй половины ХХ века и говорить в разных плоскостях, разных ипостасях, — отметил на открытии выставки историк искусства, проректор Львовской академии искусств профессор Роман ЯЦИВ. — И даже после двух презентаций альбома-монографии «Петр Грегорийчук. Живопись. Рисунок», к которой я делал предисловие «Жизнь и творчество», понимаю, что едва лишь подступаюсь  к этой фигуре, потому что каждый раз чувствую другое направление своих запросов к тому, что удалось осуществить, реализовать Петру Грегорийчуку, что осталось за приделами этих выставок или презентаций. Петр Грегорийчук — не только красочный, яркий, репрезентативный. По его произведениям можно отслеживать очень сложные динамические процессы, которые происходили в художественной отрасли во всей Европе, — не только в украинском искусстве. Но если принять во внимание его характер, индивидуальность, тогда еще больше есть загадок, потому что за теми всеми его позиционированиями-мировоззрениями стоит его душа, сердце, замкнутость от среды. Невзирая на то, что был включен в разные организационные структуры Львовского союза художников Советского Союза, он был одинок в том, что лелеял в сердце. И эти нюансы дают основание говорить, что еще в детских годах, в юношестве ему удалось аккумулировать эту духовую энергетику, которая свойственна была для первичной среды его формирования. Это, во-первых, семейная среда на Снятинщине, это этнографический (фольклорный) контекст, религиозные традиции, в которых он формировался как украинец, как покутянин с очень выразительным характером принадлежности к обычной, обрядовой сфере, потому что эти все аспекты потом раскрывались в его творчестве».

НАУКА И НАРАБОТКИ

Петр Грегорийчук (1914—1990) — украинский живописец и мастер станковой графики, автор монументальной росписи и декоративных панно.

Родился в селе Видинев в семье печника и столяра Никифора Грегорийчука и Марии Костенюк. Первую науку по профессии добывал в Цесарско-королевской школе древесного промысла в Коломые (теперь — Коломыйский политехнический колледж). Дальше была учеба в Школе прикладного и декоративного искусства в Кракове и Варшавской академии красных искусств на факультете живописи.

Творческий путь, а он был  динамическим, начал в 1940 году. Всегда стремился к универсализму — работал в жанрах психологического портрета, пейзажа, натюрморта, много труда вкладывал в жанрово-тематические картины, охотно прорабатывал историческую тематику, восторженно экспериментировал с формой и цветом в абстрактной композиции. Занимался живописью плодотворно и одержимо свыше полувека и получил признание как один из типичных представителей львовской живописной школы, которые ориентировались на западноевропейские традиции нового времени.

В наработке Петра Грегорийчука — сотни живописных полотен, тысячи зарисовок и эскизов. Осуществлял активную выставочную деятельность в Украине и за рубежом, а это — 58 показов во Львове, Киеве, Ужгороде, Черновцах, Запорожье, Риге, Варшаве, Кракове, Токио и Москве.

В 1985 году подарил Львовской картинной галерее (теперь — Львовская галерея искусств) 97 картин. Работы Грегорийчука сохраняются и в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого, также — в музеях Тернополя, Кропивницкого и Владимир-Волынского, Токио, Москвы и Магнитогорска. А еще — в частных собраниях в Украине, Польше, Литве, России, Канаде и США.

Произведения Мастера в отрасли монументальной росписи и декоративного панно украшают Тернополь, Ивано-Франковск, города Луганщины, российский Ставрополь и молдавский Тирасполь.

ЭКСКУРСИЯ ОТ ДОЧЕК

Об этом, также очень подробно, с большой любовью — о художественном и родительском талантах Петра Никифоровича Грегорийчука и выставке «У деда за пазухой» из фондов Львовской галереи искусств рассказывали дочки Мастера — Маричка и Зоряна.

«Всю жизнь отец, какая бы она не была тяжелой во время тоталитарного режима Советского Союза, была подчинена своей родине, своим истокам и своей семье», — отметила старшая дочка Петра Грегорийчука Мария и провела подробную экскурсию по выставке, цитируя письма друг к другу мамы и отца и вплетая в рассказ собственные, очень теплые и трогательные, воспоминания об отце.

Младшая дочка Петра Никифоровича, Зоряна, больше внимания уделила сугубо воспоминаниям детства — вспомнила особенности воспитания отца, а это — здоровый образ жизни, чрезвычайные папины канапки и кулеш на молоке на завтрак, также — стремление отца дать дочкам музыкальное образование (обе учились в школе-интернате им. Соломии Крушельницкой), «потому что на  живописи много не заработаешь...», и даже «интимные», художественные, разговоры Петра Грегорийчука и Владимира Патыка о том, как нужно рисовать.

Относительно, собственно, названия выставки «У деда за пазухой», то это название одной из картин Петра Грегорийчука, где изображено подворье отца Мастера — деда Марии и Зоряны, Никифора. «Папа когда-то говорил мне об этой картине: «Есть пословица: так хорошо, как у Бога за пазухой!» А я назвала эту картину «У деда за пазухой». И он очень радовался, что так удачно передал в названии то, что чувствовал», — поделилась воспоминаниями Мария.

При случае стоит прибавить, что на этой картине — все дети старшего Грегорийчука, а их было шестеро. Самая младшая, архитектор по специальности Екатерина, которой 97 (!!!) лет, живет во Львове.

Часто вспоминали на открытии выставки и об альбоме-монографии «Петр Грегорийчук. Живопись. Рисунок» (Киев — Львов, 2018), составителями которого были Маричка и Зоряна Грегорийчук и внучка Мастера — Соломия Оныскив, которая тоже была в этот день в Золочевском замке.

«БАЛАНС МЕЖДУ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМОМ»

«Петр Грегорийчук смог сохранить баланс равновесия между эмоциональностью и интеллектуализмом, — считает Роман Яцив. — Потому что за тем, какие тематические циклы ему удалось создать, насколько он отдавал отчет тому, что мы называем ежедневной, бытовой жизнью, и за той бытовой жизнью — философизация нашего народного бытия, философизация простолюдина, в творении какой-то модели жизни, присущей для украинцев, в частности — покупателей, гуцулов, к которым он имел особенный пиетет и куда обращался за определенными фольклорными источниками, это действительно определенный феномен, который произвелся им спокойно, без скандалов, ежедневным трудом. Он очень активно культивировал ежедневное рисование. У него осталось бесконечное количество вариантов разных композиций, он очень любил контекст родного дома, быта, той среды, которая давала ему стимул для жизни. И я думаю, что это равновесие в значительной степени, вместе с его апеллированиями к общенациональным вопросам, традиции, дали ему свое лицо, неповторимость, колоритность. Поэтому Петр Грегорийчук запоминается, стимулирует потребность возвращения к нему из разных плоскостей, чтобы можно было точнее сформулировать идеи искусства второй половины ХХ века. Он имел очень сильную силу внутреннего сопротивления, убегал от той грубой реальности и выстраивал совсем другую парадигму мышления, парадигму красоты. Эта парадигма сегодня благодарит нас тем, что хочет возвращать нас к этой тематике, к этому имени. Искренне благодарю семью, что они так преданно делают все для того, чтобы это имя дальше и дальше работало на определенную одухотворенность нашего общества уже в ХХІ веке. Потому что эти имена должны быть в плоскости оптимизации наших настроений, нашего понимания того, кем мы являемся, и также того, насколько украинцы были по-европейски сориентированы в разных художественных явлениях — как  Петр Грегорийчук и его шедевры».

«Думая сердцем о наших дорогих Отце и Матери, отгоняю печаль. Как говорил старый гуцул, «все отходит, сегодняшний день отходит навечно!» Но приходят новые дни, новые силы, новые задачи, жизненная дорога уходит за горизонт. Приходит новая жизнь, а жизнь всегда прекрасна, потому что подарена нам для науки самого главного — любви», — сказала в заключение Маричка Грегорийчук. Зоряна же ласково пригласила на выставку, «которая принесет каждому радость и вдохновение к жизни».

Экспозицию из произведений Петра Грегорийчука «У деда за пазухой» в Золочевском замке успеют посмотреть все желающие — показ будет длиться до 31 октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать