МЕНЮ

«Новая генерация: художник и его поколение»

Алиса АНТОНЕНКО
14 февраля, 2019 - 18:22
Жан-Клод Маркаде — один из первых исследователей украинского авангарда выступит на форуме, посвященному 140-летию Казимира Малевича

Один из самых известных искусствоведов мира Жан-Клод Маркаде, почетный директор Национального центра научных исследований (CNRS), прибудет в Украину из Франции, чтобы принять участие в международном форуме «Новая генерация: художник и его поколение» к 140-летию Казимира Малевича, который состоится  с 21 по 24 февраля.

Жан-Клод Маркаде — один из первых исследователей украинского авангарда и первый, кто организовал выставку украинского авангарда в Париже. Вместе со своей женой искусствоведом Валентиной Маркаде (Васютинской) они открывали запрещенный украинский авангард в фондах Государственного музея украинского изобразительного искусства УССР (сегодня Национальный художественный музей Украины). Их проводником стал искусствовед и первооткрыватель украинского авангарда Дмитрий Горбачев.

Именно Жан-Клод  и Валентина Маркаде впервые заговорили о влиянии украинской народной культуры на творчество Казимира Малевича.

— Мне стало очевидно, что Малевич — один из основных художников всех времен не только Украины и России, но и всего мира, — в интервью «Дню»  рассказал  еще в 2013   г. месье МАРКАДЕ. — Это уникальное явление, когда после веков академизма появилась мифологическая форма «Черного квадрата» (такое название было на выставке «Ноль-десять» в Петрограде). Не столько картина, а скорее форма. А вот уже концептуальная энергия, которая возникла из этой формы, возвела искусство к нулю. Все началось снова. Искусство стало быстрым и, по высказыванию Чернышевского, учебником жизни.

До сих пор бытует убеждение среди обывателей, что у Малевича мало живописи — мол, мой сын тоже может такое нарисовать. Это уже вопрос воспитания. Сегодня искусство вернулось к тому, против чего Малевич и все левое искусство восстали в свое время. Авангард — более позднее название. После революции «левые» и «правые» стали политическими дефинициями, а до того они означали новаторов и арьегардов.

Как-то на международном съезде один из искусствоведов сказал, что у Моне, например, больше материала, чем у Малевича. Я ему тогда возразил: у китайцев штрих на белой бумаге — это целый мир. Малевич не просто делал такие вещи во время кубофутуризма и примитивизма — он показал, что является мастером сложных решений с пространством. А во время реукраинизации Малевича, как говорил Дмитрий Горбачев, он опять доказал свою силу художника.

В рамках Форума Жан-Клод Маркаде прочитает лекцию «Малевич и музыка — между Матюшиным и Рославцем» и примет участие в обсуждениях и круглых столах.