Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не чертова дюжина

Сегодня Госкино объявит окончательное решение о финансировании проектов Одиннадцатого конкурса (питчинга)
08 августа, 13:13
РАБОЧИЙ МОМЕНТ СЪЕМОК ФИЛЬМА «С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ ФИЛЬМА «С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

Этого события украинское киносообщество ждало не один год. Наконец летом Госкино запустило Одиннадцатый конкурс кинопроектов, претендующих на государственное финансирование — то, что в профессиональной среде называют питчингом.

Решающий второй этап питчинга проходил в одном из залов кинотеатра «Жовтень». Сначала оценки ставила Экспертная комиссия. Решающее слово — за Советом государственной поддержки кинематографии.

Конкурс разбит на категории: дебюты, национальные фильмы для широкой аудитории, авторское кино, детские фильмы, копродукции, фильмы о защитниках Украины (военная и историческая тематика). Всего набралось более 200 проектов.

Проанализировать все заявки невозможно. Однако некоторые тенденции за пять дней презентаций все же проявились.

Первое: у нас дефицит режиссеров. Регулярно повторялась ситуация: к экспертам выходили продюсер и сценарист, а режиссер при этом был представлен видеообращением, так как находился на съемках. Некоторые режиссеры даже подавались с двумя проектами одновременно. То есть — спрос больше предложения, что радует.

Второе — заметно возросло число женщин — режисерок и продюсерок; тем самым эффективно опровергается шаблон киноиндустрии как сугубо мужского бизнеса.

Третье — война и революция стали одной из тем. Постоянной, но не преобладающей.

Наконец, четвертое: наши режиссеры неохотно берутся за жанровое, развлекательное кино, хотя государство готово давать на него деньги. Преобладают или комедии, или исторические драмы/боевики. Первые привлекают продюсеров, потому что бюджета требуют небольшого, вторые — потому что патриотизм всегда в моде. То, что сделать реально смешную комедию или убедительную историческую драму очень непросто, никому, кажется, в голову не приходит. На выходе — или дикая пошлятина, или оглушительные коммерческие провалы. Но это отдельная тема.

Ниже — перечень 14 самых интересных, по моему мнению, заявок, которые с высокой вероятностью будут поддержаны государством. Проекты представлены в алфавитном порядке. Там, где не обозначена страна производства — чисто украинская продукция.

1 «Антропоцен» (Украина —США). Режиссер, сценарий — Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ.

Об этом проекте «День» уже писал (см. вчерашний выпуск — «Это для меня очень личная история»). При условии успешной реализации может стать одной из сенсаций Каннского фестиваля.

2 «Бабий Яр» (Украина —Франция — Литва). Режиссер, сценарий — Сергей ЛОЗНИЦА.

Сергей Владимирович отметил, что все его предыдущие работы — подготовка к этой картине. Тема Бабьего Яра близка режиссеру еще и потому, что он вырос в этом районе в Киеве. У Лозницы есть четкое видение фильма. Первые 15 минут — хроникальная съемка, остальное стилизовано под нее — быстрый монтаж, короткие планы. Уже полгода идут поиски киноматериалов в частных архивах. Цельного сюжета и одного главного героя, как и в предыдущем «Донбассе», не будет. Съемки начнутся в июне следующего года, продлятся 31 день. В массовках примут участие до 10 тыс. актеров. Как отметил Лозница: «Эпического кино на эту тему еще не было. А мы хотим сделать именно такое. Этот фильм об уничтожении. О спасении евреев Спилберг уже сделал «Список Шиндлера». Мы должны это знать, пережить это. Ведь кто не знает своей истории, обречен ее повторять».

Лознице предлагали снимать на английском, с западными звездами, но он хочет выполнить эту работу здесь. Вероятное продолжение проекта — выставка и книга.

Фильм уже ждут на зарубежных рынках, есть международный дистрибьютор.

3 «Отблеск». Режиссер, сценарий — Валентин ВАСЯНОВИЧ.

Идею для фильма выросла из рядового случая — голубь разбился об окно. Васянович хочет показать мир взрослых и смерть глазами 10-летнего ребенка. Главные герои — отец и дочь, сюжет — развитие их отношений после трагического события в семье. Это, впрочем, не вполне интимная история — она включает и общественные реалии. Проект участвовал в питчинге ОМКФ, где получил приз.

4 «Эрик Каменное Сердце» (Эстония — Украина). Режиссер — Ильмар РААГ (Эстония), сценарий — Андрис ФЕЛЬДМАНИС и Дион-Ливия УЛЬМАН (Эстония).

Рааг прославился триллером «Класс» о буллинге и стрельбе в средней школе (2007). Герой новой картины — 11-летний одиночка Эрик, который считает, что его сердце из камня, и отправляется в фантастическое путешествие с девушкой-ровесницей. Одна из задач — помочь зрителям проговорить с детьми потерю близких. Обещают яркие спецэффекты и много интересного для семейной аудитории, планируют задействовать двух рок-звезд: Дзидзьо со стороны Украины (как актера в том числе) и Рейнарса КАУПЕРСА (латвийская поп-группа Brainstorm) для саундтрека. В проекте уже собран весь бюджет — остался только вклад украинской стороны.

5 «Зелье». Режиссер — Владислав КЛИМЧУК (Влад Дикий), сценарий — Наталья ВОРОЖБИТ по мотивам повести Ольги Кобылянской «У неділю рано зілля копала».

Обещают эротический триллер с сильными женскими образами, сценами галлюцинаций и залитыми неоном Карпатами. Костюмы с этническими мотивами разрабатывает бренд NAVRO с расчетом, чтобы они после премьеры фильма вошли в повседневность.

6 «С завязанными глазами». Режиссер — Тарас ДРОНЬ, сценарий — Тарас Дронь, Якуб ПИРСАК.

Центральный образ — в украинском кино невиданный: молодая женщина, атлетка, занимающейся боями без правил. События разворачиваются в том желанном будущем, где война закончилась победой Украины. Героиню извещают, что ее любимый погиб на фронте. Она пытается наладить жизнь, но вскоре выясняется, что парень жив, и ему срочно нужны деньги на операцию. Тогда она и выходит на ринг, хотя собиралась бросить бои. Трейлер завораживает — сумасшедшая динамика, одаренная и точная актриса. Деньги, по сути, нужны на доработку фильма. Режиссер отметил:

— Идея фильма возникла после общения с моим другом, я был поражен его историей. Фильм рассказывает о навязывании роли женщине и давлении общества на сильных женщин. Мы думаем, что для украинского зрителя фильм интересен из-за национальной идеи, а для зарубежного — как история о сильной духом украинской девушке.

7 «Памфир» (Украина — Польша). Режиссер, сценарий — Дмитрий СУХОЛИТКИЙ-СОБЧУК.

Последняя работа Собчука — короткометражка «Штангист» — получила массу призов на фестивалях. «Памфир» — его игровой полнометражный дебют. Жанр — криминальная драма с элементами вестерна.

Главный герой по прозвищу Памфир — контрабандист от Бога. Живет на границе с Румынией и хочет оставить незаконные сделки. Однако, чтобы вернуть долги, вынужден снова и снова таскать сигареты через границу; чтобы выдержать нагрузки, принимает стероиды, звереет. Главных персонажей шесть — Памфир и его семья — «равно дорогих» режиссеру. Одним из мотивов фильма будет празднование Красной Маланки — уникального обряда, который встречается только в этом регионе и о котором Дмитрий снял документальный полный метр.

«Памфир» собрал награды уже на этапе сценария: участие в крупном рынке копродукции в Восточной Европе Sofia Meetings, в двух влиятельных сценарных мастерских — TorinoFilmLab (Script & Pitch) и MIDPOINT Intensive, а в мае этого года — приглашение в сверхпрестижную резиденцию для режиссеров Cinefondation Residence Каннского фестиваля. Наибольший бонус резиденции Cinefondation для всех, кто туда попадает: завершенный фильм первыми должны увидеть отборщики Канн.

8 «Первое сентября». Режиссер — Роман БОНДАРЧУК, сценарий — Анна ТЮТЮННИК.

Ректор провинциального университета, доктор химии живет в ежедневном бытовом аду. Сын презирает его как неудачника и устроил офис прямо в его квартире, жена скандалит, авторитет среди коллег тоже низок. 1 сентября протагонист решает начать новую жизнь и найти женщину, которую покинул ранее ради карьеры.

В чем-то это напоминает предыдущую картину Бондарчука «Вулкан», где герой тоже по сути начинал все сначала. Над фильмом будет работать та же команда: оператор Вадим ИЛЬКОВ, сам зарекомендовавший себя как интересный режиссер-документалист, и композитор Антон БАЙБАКОВ. Снимать собираются осенью 2020, традиционно для Бондарчука, в Херсоне.

9 «Пятница, 13». Режиссер, сценарий — Роман БАЛАЯН.

Ветеран отечественной режиссуры возвращается с трагикомедией про эксперта-эколога Георгия, от подписи которого зависит здоровье и жизнь многих людей. Конфликт начинается, когда протагониста пытается сбить с пути пара настоящих демонов. По мнению Романа Гургеновича, главную роль мог бы сыграть Станислав БОКЛАН.

10 «Стефа». Режиссер — Иван САУТКИН, сценарий — Ярослав ЯРЫШ.

Интерес к историческому боевика «Стефа» связан в первую очередь с именем режиссера. Сауткин собирался снять историческую сказку «Максим Оса», и по опубликованным предварительным материалам это могло бы быть невиданное на украинском экране зрелище. Не сложилось по вине компании. Теперь же Иван делает противоположное — черно-белую драму об украинском Сопротивлении на оккупированной Галичине в 1940-х. Хочет снять все очень достоверно, чтобы зритель почувствовал дух эпохи. Стефа — мать-одиночка, связная УПА — жертвует собственными интересами, выполняя очень опасное задание, чтобы защитить своих односельчан. Стилистика будет приближена к документальной.

11 «Стоп-Земля» (Украина — Литва). Режиссерка, сценарий — Катерина ГОРНОСТАЙ.

Проект находится в развитии уже два года. Катерина Горностай — одна из самых интересных молодых авторок, снимает как раз на наиболее сложную — молодежную тематику. В новом фильме будет много материала из жизни самой Катерины. Зима, «хрущобный» Киев — декорации, среди которых взрослеют 16-летняя Маша и ее трое друзей. У кого-то проблемы со зрением, у кого-то — с наркотиками, кто-то — переселенец из Луганска, кто-то влюблен безответно. Как подчеркивает режиссерка: «В фильме происходят «маленькие» события, но они для героев очень болезненны».

Чтобы сделать сценарий максимально жизненным, авторы провели огромное количество интервью с подростками, а отбирая актеров, ходили на уроки и наблюдали за учениками. Всего будет отобрано 30 тинейджеров и тинейджерок, и в течение двухмесячных интенсивных репетиций авторы превратят их в настоящий класс.

12 «Ты — космос» (Украина — Франция — Бельгия). Режиссер, сценарий — Павел ОСТРИКОВ.

Здесь будут и взрыв Земли, и астронавт, который отправляется в полет, чтобы найти другого выжившего человека — француженку Катрин. На роль последней планируют или Марийон КОТИЙЯР, или Шарлотту ГЕНСБУР. Знаменитость появится на пару минут в финале, остальное время будет звучать только ее голос. Съемки пройдут в украинских павильонах, там же построят корабль, причем к созданию макета привлекут украинских ученых, а графику нарисуют бельгийцы. Режиссер заметил: «Да, я раньше не снимал фильмы о космосе, но снимал трагикомедии. Это будет трагикомедия в космосе».

29-летний Остриков — один из самых перспективных молодых кинематографистов, с массой наград, в частности, за короткометражную черную комедию «Выпуск’97» (2017).

«УТОПИЯ» — ЭТО ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА И ПОЭМА

13 «Утопия» (Украина — Австрия — Нидерланды). Режиссер, сценарий — Юрий РЕЧИНСКИЙ.

Из-за таинственного инцидента все жители Киева получают просветление на одну ночь, бросают работать, ссориться и вообще начинают видеть мир, каким видели его в детстве.

Речинский называет «Утопию» одновременно и фильмом-катастрофой, и поэмой. Главным героем фактически станет современный Киев. Структура сюжета довольно сложная — 30 параллельных историй. Общий хронометраж — 120—140 минут. При этом актеры будут импровизировать.

Первая работа Юрия «Больныесукалюди» (2013) — документальная драма о бездомных наркоманах — получила награды на фестивалях в Канаде, Франции, Англии, Польше, Австрии, а премьера полнометражного игрового дебюта «Январь-март» (совместное производство Украины и Австрии ) состоялась в 2017 на Роттердамском фестивале. В последнем случае украинскому режиссеру существенно помог его именитый коллега — австриец Ульрих Зайдль, а одну из ролей в «Январе-марте» сыграла звезда фильмов Зайдля, выдающаяся европейская актриса Мария ҐОФШТЕТТЕР.

Очевидно, новая картина интересна уже тем, что будет представлять собой эксперимент на грани документалистики и насыщенного визуального поля, которое умеет создавать Речинский.

14 «ШТТЛ» (Израиль —Франция — Украина). Режиссер, сценарий — Адриэн УОЛТЕР (Франция). Один из продюсеров — француз  Олиас БАРКО, имеющий опыт работы в Украине.

Действие развернется в городке на Тернопольщине, за 24 часа до начала уничтожения местной еврейской общины нацистами. Главный герой — парень по имени Мендель — планирует похитить дочь раввина, которую должны выдать замуж за сына мясника. Продолжительность фильма — 85 минут, снимут его одним кадром: через построенное декораторами местечко пройдут проложенные «восьмеркой» рельсы, по которым проедет камера. Благодаря специальным объективам создан эффект старой пленки в мягких пастельных тонах. Одну из главных ролей может сыграть израильская актриса Шира ХААС, причем на украинском. Остальные актеры собираются искать в Украине, оператор — Евгений ГУБРЕНКО, художник-постановщик — Иван ЛЕВЧЕНКО, художник по костюмам — Елена ГРЕСЬ. Мировая премьера планируется на Каннском кинофестивале.

Окончательное решение по финансированию проектов Одиннадцатого конкурса Госкино огласит сегодня.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать