МЕНЮ

«Мы положили начало театральному туризму»

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
14 февраля, 2019 - 18:25
Юлия Пивоварова, директор -художественный руководитель Одесского музыкально-драматического театра им. В.Василько об украинском контенте, экспериментах и мечтах

Сезон 2018—2019 стал знаковым не только для коллектива, но и для зрителей — появились резонансные премьеры, интересные творческие поиски в режиссуре, сценографии,  в актерских работах. Похоже, что одесситы нашли свой «рецепт», как заинтересовать публику и критиков. Сейчас Украинский театр имеет хорошую творческую команду, хотя работать им приходится в здании, которое давно нуждается в капитальном ремонте... Похоже, что трудности объединяют мастеров. О том, как удается балансировать в сложное время? Об аншлаговых постановках репертуара и ближайших премьерах: «Энеида» от Максима Голенко и «Рогоносец» от Ивана Уривского — наша беседа с Юлией Анатолиевной Пивоваровой, которая с октября  2017 г. стала руководителем Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.Василько.

«ТЕАТР —  КАЖДОДНЕВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ!»

— Минувший год для Одесского украинского театра стал знаковым. Во-первых, вы возглавили этот коллектив, определив украиноцентричную репертуарную программу. Во-вторых, к работе активно приобщились ведущие молодые украинские режиссеры — Уривский, Жирков, Голенко.

— Без преувеличения за прошлый год в нашем театре произошло много знаковых событий. Радует, что о новых спектаклях в афише говорят не только в Одессе, но и в Украине. На премьеры приезжает театральная критика «первого эшелона». Следовательно, можно сказать, что мы положили начало театральному туризму в Одессе. Театр им. В.Василько издавна славился мощной труппой, качественными спектаклями, умением не пугаться экспериментов. Напомню, что еще во времена Василия Степановича Василька (1893-1972 гг.) — величайшего актера, режиссера и педагога, творческий поиск был и остается основным путем для Одесского украинского театра. Сегодня многие зрители идут не просто на спектакли, но и на конкретные постановки режиссеров и актеров, которые в них играют. У нас есть своя публика, и радует то, что на спектакли стало приходить много молодежи.

— Не могу обойти в этом разговоре фигуру бывшего руководителя театра — Игоря Николаевича Равицкого (1946—2017 гг.) — замечательного режиссера и светлого человека. Его спектакли останутся в репертуаре?

— Игорь Равицкий был... нет, не был, а есть и останется человеком, который фактически создал новое лицо нашего театра. На его репетициях и в его спектаклях дебютанты овладевали секретами мастерства и становились звездами. Кстати, в программе, с которой мне удалось получить первенство на конкурсе, когда шла речь о будущем театра, прежде всего я подчеркивала тот факт, что идеи Равицкого должны сохраняться. Поэтому и представить репертуар без спектаклей мастера — невозможно! Ну, а в подтверждение этих слов его спектакли «Трактирщица», «Строптивый», «Два ангела», «Ну, очень маленькие комедии», «Город моего детства», «Кого люблю», «Семейные сцены» — не покидают нашу афишу.

ФАСАД И... НОВЫЕ ЛИЦА

— В СМИ  часто появляются материалы о катастрофической ситуации со зданием Театра им. В.Василько. Неужели местные чиновники саботируют ремонтные и реставрационные работы? Ведь именно в это время Украинский театр  должны были бы активно поддержать!

— Здание театра, как сказал один известный украинский критик, напоминает «летучего голландца». Капитальный ремонт здесь делали еще в далеком 1952 году! В 2001 г. «восстановили» фасад и внутренние помещения так, что через пять лет все посыпалось! Машинерия не обновлялась с 1952 года! О чем говорить? В прошлом году проходил ремонт фасада. Сделан фасад с одной стороны, заменена часть окон. Нам обещали выделить средства на ремонт потолка зрительного зала. Но не успели сделать проект, пройти экспертизу, и деньги «сгорели». Выделят ли снова? Не знаю. Делаю все возможное, но понимаю, что этот 2019-й — это год президентских выборов. Деньги выделяют из фонда развития областной Рады. Распределением занимаются депутаты. Хочу верить, что они поймут значение Украинского театра как центра украинской культуры не только в Одессе, но и во всем южном регионе и выделят средства, а не разберут каждый на свой участок.

О машинерии говорить вообще трудно. Все, что можно, ремонтируем и обновляем за собственные средства, своими руками. Благодарю Бога, что хотя бы в театре специалисты сохранились!

Один из основных вопросов — пожарная безопасность в театре. В декабре мы получили решение суда о «закрытии» театра в связи с неподобающим противопожарным состоянием. В конце декабря были выделены средства. Начали работы. Подали апелляционную жалобу. Надеялась, что все будет хорошо... Но в настоящий момент мы имеем бесконечную очередь проверок относительно хода работ. Ежедневно кто-то новый приходит. Вот так и работаем.

— Если посмотреть на афишу вашего театра, то какие спектакли из прошлого останутся в репертуаре, а какие премьеры появятся вскоре?

— Прежде всего это три постановки Д.Богомазова —  «Гамлет», «Эдип» и «Счастье рядом». Дмитрий Михайлович — безусловный лидер украинского театра, его спектакли, без преувеличения, являются украшением нашего репертуара. Парадоксальные и талантливые спектакли молодого режиссера Ивана Уривского — «Женитьба»,  «Тени забытых предков», «Турандот» и «Последний день лета».  Есть у нас и  острая социальная драма «Она его любила» — постановка Стаса Жиркова. Есть традиционные «Кайдаши» и «Сорочинская ярмарка» от Константина Пивоварова. Своего рода эксперимент — спектакль Татьяны Борисовой «Полет в ритме танго», где используются исключительно средства пластики, танца. Безусловно, с большим уважением мы относимся и к спектаклям Игоря Равицкого, которые продолжают свою жизнь.

Последняя наша новинка — мюзикл «Конотопская ведьма» Георгия Ковтуна, музыку написал одессит и известный джазмен Алексей Петухов. Ну, а ближайшие премьеры — «Энеида — XXI» от Макса Голенко по пьесе Виталия Ченского. Также ожидаем «Рогоносца» Фернана Кроммелинка от Ивана Уривского. В будущем планируем сотрудничать с известным литовским режиссером Линасом Зайкаускасом, который хочет поставить «Короля Лира» по Шекспиру. Есть идеи также поработать с Тамарой Труновой, Татьяной Губрий и Ираклием Гогия.

— Немного расскажите о «Энеиде», которую ставит Максим Голенко, это будет еще один эксперимент от режиссера?

— Согласитесь, творчество Максима — предварительно, в хорошем смысле, апробированное провоцирование на дискуссию и, возможно, диаметральные позиции зрителя и критика. Или, напротив, критика и зрителя. Не говоря уже о разном мировоззрении зрителей — в зависимости от возраста каждого из них.  А здесь — работа, где уже в названии амбициозность — «Энеида-XXI». Мол, Котляревский — это одно, а наше время — это... что? Мы готовы к восприятию и к невосприятию эксперимента. Но, однако: Театр —  каждодневный эксперимент!

—  Одесса — интернациональный город, говорят на украинском, русском, других языках. К украиноязычному репертуару есть интерес у местной публики?

— Старшее поколение подтвердит, что полвека назад достать билет на спектакль Украинского театра было не так легко, хотя мест в зале — больше тысячи, и здесь всегда звучал исключительно украинский язык.  Но даже на моей памяти — неслыханные аншлаги в Одессе на спектаклях киевлян-франковцев, когда увидеть и услышать непревзойденного Богдана Ступку в «Тевье-Тевеле» и «Льве и Львице» было большой мечтой чуть ли не каждого одессита. А вот вам  пример уже из наших дней. Впервые прозвучал украинский язык со сцены Одесского театра кукол, когда там вышел спектакль нашего Ивана Уривского по Александру Куприну — «Олеся. Мистификация». Прошло два года, а спектакль до сих пор идет на аншлагах. Когда на сцене интересно и талантливо — и сам язык открывается всей своей красотой и музыкой.

— Режиссер Иван Уривский достаточно активно заявляет о себе на разных украинских сценах — во Львове, Киеве...

— Да, Иван сегодня очень востребован. Есть приглашения не только из украинских, но и из театров других стран. Творчество Уривского высоко оценили в рамках международного фестиваля во Львове «И люди, и куклы». Он иногда  вынужден даже отказываться от некоторых предложений, поскольку невозможно разорваться между разными театрами, городами и странами. Только за последний год Иван Сергеевич получил Грант Президента Украины, стал лауреатом Гран-при Международной ассоциации деятелей культуры GLORIA (Германия). Но прежде всего — он наш штатный режиссер, как говорят — «наш человек». Сейчас ожидаем его новый, уже пятый спектакль, на «васильковской» сцене — «Рогоносець» по классической пьесе Кроммелинка. Это блестящее произведение, которое одно время гениально поставил Всеволод Мейерхольд. Давно была сценическая версия и в Киевском театре на Левом берегу Днепра (режиссер Алексей Лисовец). Надеюсь, что Иван предложит свое авторское интересное решение классического текста. К тому же в его премьере задействованы ученики Дмитрия Богомазова, которые только что влились в труппу нашего театра.

Кстати, на прошлой неделе произошли два знаковых события в творческой судьбе Ивана Уривского. Ему была присуждена престижная Премия имени Леся Курбаса за спектакль Львовского театра Леся Курбаса  «Перекрестные тропинки» по И.Франко. А 8 февраля он победил в Конкурсе на должность главного режиссера Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько (Т.П.).

— Сезон вы открывали импрезой «Наша сцена», которая была посвящена памяти патрона театра Василия Василько. Продолжите ли и в будущем ряд таких мероприятий, ведь отзывы были достаточно одобрительными.

— Действительно, мы открыли сезон фестивальной акцией памяти Василия Василько, чье имя носит театр и 125-летие которого отмечали в прошлом году. При участии ведущих деятелей современного театрального процесса в Украине. Состоялся мастер-класс звезды театра и кино Ларисы Кадочниковой. Да еще и с новым, едва рожденным, но с первых дней своей жизни — достойным и блестящим собственным оркестром под руководством Игоря Знатокова. Вспоминаю — даже самой не верится, что такое удалось воплотить. Поэтому и новые планы, идеи, не менее неожиданные и громкие, — дефицита в замыслах нет, напротив. Даже сдерживать себя придется, потому что все сразу просто нереально.

«КТО ЖЕ НЕ ХОЧЕТ СТАТУСА?»

— Сегодня разные украинские театры активно соревнуются за статус «национального», чтобы поднять свои доходы. А вы приобщаетесь к такой борьбе?

— А кто же не хочет статуса? Конечно, разве мы не заслуживаем? И неслучайно, конечно, вы коснулись вопроса о «экранной» активности наших актеров. Ведь для зрителей за пределами Одессы — это и есть самая первая и едва ли не самая убедительная визитная карточка театруи. Правда, планирование текущего репертуара — одно, участие актеров в съемках — другое. А сочетание первого со вторым, да еще и согласованное сочетание — головная боль, которую никакими пилюлями не снимешь. Тот же Яков Кучеревский, кстати, не оставляет телеэкран (в своих киноролях, понятно) ни на вечер, а при этом максимально плотно занят в репертуаре, зритель охотно идет на него. И не один Кучеревский по такому графику живет. В частности, активно снимается и наш актер Вадим Головко, который интересно сыграл в спектакле «Она его любила», а также задействован в других проектах. Но все же, куда от этого деться, когда это не только желаемое, но и нужное, необходимое для общего дела. Вот и ломаем голову (но не шею, к счастью!) — и находим консенсус. Нам есть чем заниматься для получения такого статуса. Речь идет прежде всего о международном признании. В марте впервые за многие годы примем участие в международном фестивале в Беларуси. В августе нас приглашают в Польшу, осенью  — в Грузию. Сейчас идут переговоры о фестивале в Италии. Если это все состоится, будем ставить вопрос о предоставлении театру статуса «национального». Кстати, следующий сезон у нас 95-й. И до столетия уже недолго. И репертуар у нас интересный.

— Каким видите ближайшее будущее Украинского театра в Одессе?

— Надеюсь, вы не станете обвинять меня в отсутствии скромности, если  скажу, что мы — единственная в Одессе РЕАЛЬНАЯ ячейка украинской театральной культуры, ее традиций и настоящего. Немало уже и этого, верно? Но мы же — академический театр, чья труппа и чьи творческие возможности, безусловно, достойны того, чтобы выйти на уровень лучших образцов в стране. Почему бы нет? И если уже обычными стали овации не только от публики, но и от специалистов на наших спектаклях, если имена тех же Уривского, Знатокова, Ивлюшкина являются ориентирами для многих коллег и последователей в других городах, если на гастролях нас принимают не менее искренне и восторженно. Мы хотим, чтобы Одесский украинский театр, на конкретных и заслуженных основаниях, попал в когорту первых в стране.