Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Место, около которого всегда чувствуешь себя счастливо

05 августа, 00:00

Начиная от «Сада нетанучих скульптур» по Лине Костенко через «Сны» и «Забавы для Фауста» по Достоевскому, через «Благодарного Еродія» по Сковороде и «Апокрифів» по Лесе Украинке и через другие спектакли, вплоть до «Камінного господаря», над которым нынче работают актеры, определялась их правда сценического бытия. И дело не в наградах на различных театральных фестивалях, не в всегда успешных зарубежных гастролях и даже не в признании критиков, а в истине, которую актеры каждый раз добывают на сцене — ежедневно и в каждом спектакле. В прессе, по большей части, пишут о том, что курбасовцы переживают упадок. С обсуждения этой темы и начался наш разговор в конце очередного театрального сезона с Юрием ЗЕЛЬДЕРОМ , нынешним директором театра.

— Мы считаем, что эти разговоры спровоцированы нашими недоброжелателями. Все знает, что Владимир Кучинский подал заявление, а Роман Лубкивский освободил его с должности художественного руководителя и директора театра имени Курбаса. Но это не значит, что нас больше не существует.

Юридически Кучинский не работает с июня прошлого года. Но театр имени Леся Курбаса был и остается его театром. Морально Владимир Степанович нас никогда не оставлял. Более того, работая сейчас в Харькове, в театре имени Шевченко, он, как минимум, раз в месяц приезжает во Львов и отдает свое время нашему коллективу. У нас большие планы на дружеское сотрудничество обоих театров. Уже сейчас в «Садку вишневому», который Кучинский ставит в Харькове, задействованы и львовские актеры. Их прима, заслуженная артистка Украины Соловьева будет играть Раневскую в спектакле львовян. Есть реальные планы о совместных тренингах и совместных спектаклях. Тем более, что деньги во Львове на спектакли раздобыть очень трудно, а в Харькове их найти легче (во всяком случае так кажется). Несмотря на все невзгоды, климат в нашем театре здоровый. Все беды, которые выпало пережить, не развалили, а наоборот, сплотили коллектив.

Наш театр, который украинская и европейская критика считает одним из лучших в Украине, по классификации, существующей в административной системе, занимает одну из самых низких ступеней. Это значит, что театр проходит по категории, где самые низкие зарплаты и, куда выделяется минимум средств. Критерий этот непонятен. Министерство культуры должно, по-моему, создать квалификационную комиссию, которая бы оценивала уровень искусства, и, в соответствии с этим, проходило бы распределение средств, а не по ярлыкам, которые приклеены на то или другое заведение. Ведь ни для кого не секрет, что у нас титулованные огромные мертвые труппы и маленькие коллективы, которые не только настойчиво двигаются вперед, но и приносят Украине признание. Наши культуртрегеры обязаны думать о приоритетах, иначе трудно будет говорить о творческом прогрессе.

О своем собственном продвижении театр заботится сам, не полагаясь на приказы и резолюции. С января здесь действует профессиональная театральная студия, куда отобраны десять талантливых парней и девушек. Старшее поколение на нехватку работы также пожаловаться не может. Французский культурный центр сообщил, что хотел бы видеть «курбасовцев» на гастролях во Франции. Понравился театр и на престижном международном фестивале в Авиньоне. Все большую популярность получает публичное чтение шекспировских пьес. Возобновляется работа над текстами Леси Украинки и Василия Стуса. Индивидуальным творчеством увлеклись отдельные актеры, а осенью театр берется за фестиваль «Античность как источник европейской культуры».

Так, в очередной раз, проявляется главное качество отечественного театра: способность жить и творить несмотря на любые внесценические катастрофы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать