МЕНЮ

«Колесо Фортуны» приносит удачу

Александр ЧЕПАЛОВ, Харьков. Фото автора
19 сентября, 2014 - 10:17
25 сентября Харьковский Национальный академический театр оперы и балета им. Н.В. Лысенко начинает новый 139 сезон

Зрители увидят Гала-концерт, который подготовил с солистами оперы и оркестром новый музыкальный руководитель Харьковской оперы Виктор Плоскина. А на следующий день  публику ожидает балетная премьера. Спектакль называется  «Колесо Фортуны». Он  состоит из двух произведений классиков ХХ века — Карла Орфа («Кармина Бурана») и Мориса Равеля («Болеро»). Кстати, этот спектакль будет показан на гастролях украинских артистов в трех городах Бельгии: Лувен ля Нев, Льеже и Брюсселе.

«Колесо Фортуны» — первая совместная работа  дирижера Виктора Плоскины, балетмейстера Аллы Рубиной, главного художника Надежды Швец и главного хормейстера Алексея Черникина. Каждый из постановщиков хорошо известен харьковчанам своим творчеством.  Но особый приоритет в балете, конечно, имеет хореограф Алла Рубина, впервые в Украине поставившая на харьковской сцене балеты И. Стравинского «Весна священная» и «Петрушка». Она же  придумала свои  сюжеты  к сценическому воплощению культовых музыкальных произведений  Карла Орфа  («Кармина Бурана») и Мориса Равеля («Болеро»).

Как считает хореограф, произведения, написанные в начале  ХХ века,  остаются и сегодня актуальными. Карл Орф в «Кармине Буране» поднимает темы эпохи средневековья — о страхах и надеждах обычного человека , который, несмотря на неблагосклонность и несправедливость Фортуны, смело идет   навстречу испытаниям.

Напомним,  «Кармина (что значит книга стихов) Бурана (обозначает  местность, где эта рукопись была найдена)» послужила отправной точкой и для других интересных проектов. Самый любопытный из них — созданный в 1976 году альбом-пластинка Давида Тухманова «По волнам моей памяти», где использован фрагмент лирики вагантов (именно так назывались авторы средневековых песнопений). Песня «Вспоминайте иногда бедного студента» была популярной благодаря веселому духу школяров, не желавших ради познаний отказываться от радостей жизни. Кстати, в мелодии этой песни легко узнать интонации Карла Орфа, который пользовался тем же источником.

Алла Рубина и Надежда Швец придали истории, рассказанной Орфом, философский смысл и острую динамику современного зрелища. В их спектакле меняются местами Король и Бродяга, бьются за человеческие судьбы Ангел и Дьявол. Чаша весов попеременно склоняется то к Добру, то к Злу. Кто же победит в этом фатальном круговороте? Возможно, людям, если они того захотят,  удастся одолеть произвол изменчивой Фортуны, считают постановщики...

Логическим продолжением  вечера станет небольшой балет на музыку  «Болеро»   Мориса Равеля. Кстати,  немногие знают, что своим рождением этот музыкальный шедевр обязан первой исполнительнице балета Иде Рубинштейн. Уроженка Харькова и наследница богатой еврейской семьи, она жила в Петербурге, потом  переехала в Париж, окружая себя эксцентричной роскошью и массой поклонников.  Рубинштейн была не балериной, а скорее танцовщицей, что в начале ХХ века было обычным явлением. Она смогла заказать и оплатить  Равелю написание музыки, которая надолго их пережила благодаря своему  гипнотическому воздействию и беспримерному   росту  эмоционального напряжения. Его замечательно воплощает симфонический оркестр театра, а хореограф Алла Рубина, оставляя главным действующим лицом ту же Фортуну,  приводит  образы балета к жестоким и изменчивым  реалиям  наших дней, но не дает  им конкретной оценки...