Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Канны-2019: социальное и причудливое

То, что происходило полторы майские недели на Лазурном берегу, определяет развитие кино на ближайшее будущее
27 мая, 14:59
ФОТО РЕЙТЕР

В субботу завершился 72-й Каннский кинофестиваль. Жюри во главе с американо-мексиканским режиссером, двукратным лауреатом «Оскара» Алехандро Гонсалесом ИНЬЯРРИТУ распределило награды следующим образом:

"Золотая пальмовая ветвь": "Паразиты" (режиссер - Пон ДЖУН ХО, Южная Корея);

Гран-при: "Атлантика" (Мати ДИОП, Сенегал - Франция);

Приз жюри: "Отверженные" (Ладж ЛИ, Франция) и «Бакурау» (Клебер МЕНДОНСА-младший и Жулиано ДОРНЕЛЛЕС, Бразилия);

Лучшая женская роль: Эмили БИЧЕМ, «Малыш Джо» (Австрия - Великобритания);

Лучшая мужская роль: Антонио БАНДЕРАС, "Боль и слава" (Испания);

Лучший режиссер: братья ДАРДЕНН, "Молодой Ахмед" (Бельгия)

Лучший сценарий: Селин СКЬЯММА, «Портрет девушки в огне» (Франция);

Специальная награда жюри: «Наверное, это рай», Элиа СУЛЕЙМАН (Палестина);

Приз "Золотая камера" за лучший дебют: "Наши матери" (Цезарь ДИАС, Гватемала).

Авторитет Канн - это их точность. То, что происходит в эти полторы майские недели на Лазурном берегу, определяет развитие кино на ближайшее будущее. Классический пример - сенсационное присуждение «Золотой пальмовой ветви» Квентину ТАРАНТИНО в 1994 году за "Криминальное чтиво". Это стимулировало целую волну циничных бандитских комедий, которые де-факто превратились в отдельный поджанр. Сейчас, спустя 25 лет, Тарантино снова был в конкурсе с «Однажды... в Голливуде». Все тот же черный юмор, цитаты из мирового кино, круто сваренный сюжет плюс Брэд ПИТТ, Леонардо ДИ КАПРИО, Аль ПАЧИНО, Дакота ФЭННИНГ, Дэмиэн ЛЬЮИС, Эмиль ХИРШ. Фанаты(ки), конечно, неистовствовали от восторга, но именно из-за предсказуемости фильм остался без призов: Канны поощряют и открывают новые таланты, мастерам же, если они движутся протоптанной тропой, отдают символическую дань уважения, и не более. Именно поэтому в списке награжденных нет таких же культовых земляков Тарантино - Терренса МАЛИКА с драмой времен Второй мировой «Тайная жизнь» и Джима ДЖАРМУША, который привез феерический гибрид зомби-хоррора и комедии под названием «Мертвые не умирают». Потому что это уже было, это уже видели, какие бы знаменитости ни появлялись в кадре.

Но нельзя сказать, что жюри полностью проигнорировало классиков. Предыдущие фильмы бельгийских братьев Жана-Пьера и Люка Дарденнов получили две «Золотых ветви», награды за сценарий, за лучшие мужскую и женскую роли. Не хватало приза за режиссуру. "Молодой Ахмед" рассказывает о мусульманине-школьнике, который планирует убить своего учителя. Дарденнов упрекают, что им не удалось должным образом осмыслить явление религиозного радикализма. Однако они и не занимаются социологическим анализом в какой-либо форме. Их задача - независимо от сюжета - показать, что в наихудших ситуациях есть место взаимопониманию и человеческому достоинству. Поэтому и «Молодой Ахмед» - не межкультурная драма, а любимый жанр Жана-Пьера и Люка - роман воспитания, история спасения юной души.

Кажется, что Дарденны вышли в призеры еще и потому, что отвечали общей тенденции фестиваля, в этом году сосредоточенного на социальном кино.

В частности, сюжет "Атлантики" инициируется нищетой, которая заставляют любимого главной героини отправиться в рискованное океанское путешествие на ветхой лодке с высокой вероятностью погибнуть. Но просто драма постепенно трансформируется в драму любовную, затем в детектив, а впоследствии даже в мистический триллер о привидениях.

Та же ситуация и с Призом жюри. И «Отверженные», и «Бакурау» - картины восстаний. Ладж Ли сделал несколько прямолинейный, но увлекательный триллер о бунтах в парижских пригородах и противостоянии местной бедноты с полицией, а Клебер Мендонса и Жулиано Дорнеллес сняли жестокий вестерн о войне крестьян с обнаглевшими нуворишами.

«Наверное, это рай» единственного известного в мире палестинского режиссера Элии Сулеймана вроде бы стоит особняком. Действие разворачивается в израильском Назарете, в Париже, в Нью-Йорке; сюжет распадается на ряд смешных и абсурдных сценок; ближе к концу выясняется, что главный герой - режиссер, который играет самого себя в поисках финансирования для нового фильма. Однако это изысканную и остроумную рефлексию на тему собственной профессии прошивает дискомфортный лейтмотив полицейского произвола: во всех трех городах силовики постоянно кого-то обыскивают, за кем-то гонятся, кого-то задерживают. Автору вроде бы и хочется спрятаться от грубости жизни в своем ремесле - но не может при всем желании.

И именно "социальным фокусом" жюри не в последнюю очередь объясняется центральная сенсация фестиваля: впервые за 72 года «Золотая пальмовая ветвь» досталась южнокорейскому фильму. Это - признание не только для конкретного художника, но и для всей национальной школы, которая давно является одной из лучших в мире.

Пон Джун Хо 50 лет. Начинал как сценарист, снял 8 фильмов в качестве режиссера. Имеет пластический талант, с легкостью адаптируется к западной киноиндустрии: оба его американских проекта - боевик-антиутопия «Сквозь снег» (2013) и приключенческая драма «Окча» (2017) имели успех как в США, так и в Корее. Другая уникальная способность: снимая в уже устоявшемся жанре, он привносит особые интонации, переводя привычную форму в регистр истинно авторской продукции.

 "Паразиты" - на первый взгляд, социальная драма. Главные герои - семья неудачников, которые обманным путем устраиваются работать в богатую усадьбу. Присущее Джун Хо чувство юмора не подводит его и здесь, но очевидную комическую коллизию он постепенно превращает в совершенно сюрреалистическое безумие. Сатиры такого уровня злости и фантасмагоричности он еще не делал.

Интересно, что актерские номинации достались именно лирическим работам. У Бандераса до сих пор репутация соблазнительного латиноамериканского мачо; но именно из-за этого амплуа он никак не мог показать весь свой актерский диапазон. Педро АЛЬМОДОВАР, ветеран и любимец Канн, наконец дал ему такую возможность. «Боль и слава» - очень откровенный фильм, в основу которого легли некоторые события из жизни реальных Бандераса и Альмодовара. Герой Бандераса - кинорежиссер в разгаре жизненного кризиса. Актер не боится предстать слабым, уязвимым, растерянным. Эта роль, по общему признанию критиков, - лучшая в карьере Антонио.

 Но если "Боль и слава", несмотря на весь мелодраматизм, - это все же фильм Альмодовара, то работа Эмили Бичем – едва ли не единственное украшение достаточно предполагаемой фантастики «Малыш Джо» (Джессика ХАУСНЕР, Великобритания). «Портрет девушки в огне» - страстный роман двух молодых героинь - художницы и ее модели; хотя в кадре - антураж XVIII века, диалоги и повороты сюжета выглядят удивительно современно. Впрочем, все это исключения, подтверждающие правило.

Поэтому, очевидно, в ближайший сезон нам следует ожидать расцвета фильмов, развивающих социальную тематику нетипичными, а иногда и вовсе причудливыми способами.

Здесь бы украинскому кино и карты в руки: чего-чего, а соответствующего материала у нас - пруд пруди.

Но это уже не от каннских вердиктов зависит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать