Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Докопаться до глубин

Новинка в афише заньковчан — «Перед закатом солнца»
21 июня, 12:08

Напомним, о замысле поставить драму «Перед заходом солнца» лауреата Нобелевской премии Герхарта Гауптмана известный режиссер Львовского театра им. М. Заньковецкой, Алла Бабенко рассказывала «Дню» в феврале (см. публикацию «Театральный космос Аллы Бабенко» в №31). Тогда Алла Григорьевна призналась, что посмотрела пять постановок этой пьесы в разных театрах и пришла к выводу, что до глубин Гауптмана еще никто из режиссеров не дошел, потому что произведение, написанное в 1932 году, очень сложное для постановки.

Герхарт Йоганн Гауптман — известен немецкий драматург, яркий представитель плеяды европейских натуралистов, который одновременно с Генриком Ибсеном, Августом Стриндбергом, Францем Ведекиндом и Антоном Чеховым положил начало «эре режиссерского театра».

По внешним признаками, «Перед закатом солнца» — семейная драма, и, как отмечают театроведы, эту форму Гауптман применял неоднократно («Праздник примирения», «Одинокие», «Михаэль Крамер»). Эти пьесы изображали разрушение буржуазной семьи, но обе враждующие стороны оставались в пределах буржуазного общества, и часто оппозиционность центральных персонажей оказывалась мнимой и непоследовательной. В совершенной другой ситуации оказывается главный герой пьесы «Перед закатом солнца» Маттиас Клаузен. Здесь семейный конфликт выкристаллизовался в социальную трагедию, а в конфликтах внутри семьи отразились общественные противоречия социальных реалий Германии накануне нацистского путча.

«Единственная безусловная свобода — это право распоряжаться своей судьбой», — искренне убежден 70-летний зажиточный и успешный советник, вдовец, отец четверых взрослых детей Клаузен, который, влюбляясь до умопомрачения в 18-летнюю племянницу своего садовника Инкен Петерс, одним махом отметает «предыдущую», до Инкес, биографию, пытаясь составить полностью новую, с чистого листа, энциклопедию своей дальнейшей жизни: «Все прожитое — хлам! Я сделаю из своей жизни TABULA RASA!».

Клаузен готов ради любви на все! Но крылья новой любви очень быстро и жестоко обсекают дети Маттиаса, становясь его заклятыми врагами. Более того — через суд устанавливают над отцом опеку как над недееспособным. Маттиас даже просит положить его в гроб, потому что то, что дети сделали, означает для него конец всего живого. «Я тебя вижу, но не чувствую», — говорит он Инкен и собственноручно подсыпает себе в стакан сахар с запахом горького миндаля.

— Эта тема вечная, как в каждой хорошей классической пьесе, — жизнь человека, — считает Богдан КОЗАК, исполнитель роли Маттиаса Клаузена. — Тематический круг — родители и дети, наследство в семье, отношения между детьми, отношения между старшим мужчиной и молодой женщиной, неравный брак. Это важное исследование проблем существования человека и в обществе, и в семье, и в работе — во всем. Это типичные явления во всем мире, и на этом у нас построенный стержень разных конфликтных ситуаций. Также не будем забывать, что пьеса написана в 1932 году. Хотя мы и не отмечаем социологию, гитлеризм, но все же проскакивают темы молодых людей, которые жесткие, менее воспитанные, которых совсем не интересуют аристократические отношения, — они их хотят ломать — «до основанья, а затем». Это все существует определенными намеками, штрихами. И мне кажется, что в этом есть определенный вкус режиссера — чуткость женских ролей и мужчин тоже. Это редкое явление!

Я думаю, что Бабенко и пришла к этой постановке, потому что есть соответствующая труппа. Я благодарен, что режиссер пригласила меня на роль Клаузена. Напомню, я в постановках Аллы Григорьевны на протяжении многих лет играл и Яго, и Макбета, и Тартюфа. У Олексы Рипко — Арбенина. Недавно, у Вадима Сикорского, — Сальери. Роль Клаузена — одна из таких же крупных ролей, требующих хорошей физической подготовки, и соответственно, понимания тех задач, которые ставит режиссер. К величайшему сожалению, традиций исполнения роли Клаузена в украинском театре нет. Потому что в Украине эта пьеса шла только в Русском театре в Одессе. Поэтому это, по сути, прапремьера на украинской украиноязычной сцене. Я думаю, это хорошо, достойно, необходимо для театра. Как каждая классическая пьеса — это определенный экзамен театра на зрелость. В этом спектакле режиссер задействовала практически все поколения актеров! Роль доктора Вуттке исполняет Борис Мирус, которому в августе исполнится 90 лет, а рядом с ним — самые молодые в театре, в частности — Роман Мартын (Эгмонт). Плюс молодое, среднее и старшее поколение — Лютая, Хвостенко, Сницарчук, Швайковская, Лань, Зелизная, Гарда, Кузьменко, Шумейко, Брилинский... Это приятно, потому что объединяет коллектив, во-вторых, показывает определенную зрелость. А для некоторых эта работа является дебютом, что тоже важно.

Сценография и костюмы спектакля созданы художником Александром Оверчуком, хореография — Елены Балаян. Танцуют (куклы) Анастасия Курилец и Мирослава Солук.

Трехчасовой спектакль зрители смотрят на одном дыхании. Первый премьерный показ «Перед закатом солнца» закончился под шквал аплодисментов. Складывется впечатление, что Алла Бабенко все же докопалась до глубин...

Следующие показы состоятся 26 и 29 июня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать