«Бог» технологии восстановления

Накануне карантинных мероприятий в Национальном музее украинского народного декоративного искусства произошло трогательное событие: семья художника-монументалиста Александра Олийника подарила музею сборник его творческого наследия — объемные керамические работы и живописные произведения, которые органично дополнили коллекцию игрушек художника, хранящуюся в музее. Это замечательные вазы-амфоры, выполненные в технологии восстановления, удивительные светильники «Духи природы», эскиз декора «Лесная песня» для Посольства Украины (УССР) в Вашингтоне, живописные произведения декоративной стилистики — «Казак Мамай», «Древо жизни» и другие теплые, полные светлой энергетики работы. Представленная часть творческого наследия демонстрирует срез художественных вкусов Александра Олийника, ведь он был универсальным художником — виртуоз в керамике, замечательный скульптор, живописец и талантливый инженер.
ВИРТУОЗ, ПОЭТ, ИНЖЕНЕР
— Александр был удивительным человеком невероятного таланта, — рассказывает известный художник Владимир ПРЯДКА. — Кроме того, что он был Керамистом с большой буквы, но еще и поэтом, даже в общении. Действительность воспринимал образами. Иногда казалось, что юношеский дух переполняет его, ведь он так возвышенно-романтично относился к людям... Чтобы связать свое творчество с традицией, как это делал Александр Олийник, нужно иметь большую смелость и глубокие знания. А знания у него были. В нем сидел трипольский дух, исходивший из глубины души. Он представлял культуру своего этноса. Философы говорят: чем больше ты смотришь в древность, тем в большей степени твое искусство современно. Это касается и творчества Александра Аввакумовича. Он копал корни глубоко и обновлял их в новых образах и был настоящим мастером технологии восстановления. Мы в соавторстве с ним выполнили большое декоративное панно «Златоверхий Киев» во Дворце «Украина» на шестом этаже (1996 г.). Без него эта работа не состоялась бы. Я — скульптор, а Саша — блестящий технолог. Помню, как мы мучились в поисках решения, чтобы сделать позолоченные купола. Что мы только ни делали, ничего не получалось. А он взял соли серебра, выпалил керамику в газовой печи, и они засияли еще ярче золота...
ЛЕГЕНДАРНАЯ «ВАРЕНИЧНАЯ»
В творчеством наследии художника — много монументальных произведений, которые стали украшением нашей столицы: декоративное панно, горельеф «Молодость» Киевского дворца торжественных событий, банкетный зал молодежного кафе по улице Леонтовича, горельефы дома творчества ученых «Лесная быль» в Феофании.
Кроме того, и другие украинские города были украшены талантливыми руками Александра Аввакумовича. Это горельефы «Музы искусств» для Дворца культуры в Новограде-Волынском, сюжетные панно для детского лагеря «Парус» в Крыму, декоративный рельеф «Мальвы» в Припяти. И Посольство Украины в Вашингтоне также украшает работа украинского художника.
К сожалению, не все монументальные произведения сохранились. Киевляне старшего поколения хорошо помнят легендарное кафе «Вареничная» на Крещатике — любимое место жителей и гостей столицы, где можно было отведать вкусное украинское блюдо и посидеть под «Цветущим деревом» (мозаичный рельеф авторства Александра Олийника). Но сказочная «Вареничная» осталась только в воспоминаниях ее поклонников.
ИСТОЧНИКИ
Александр Олийник родился 8 ноября 1937 года в селе Перегоновка Кировоградской области. В 1960 году закончил Киевское училище декоративно-прикладного искусства, которое находилось на территории Киево-Печерской лавры. Специалисты отмечают, что это было учебное заведение, которое подготовило целую плеяду художников, которые на протяжении многих лет создавали украинскую культуру. Среди воспитанников училища, с которыми получал художественное образование Александр Олийник, были Александр Миловзоров, Владимир Прядка и Надежда Веселовская, которая стала музой и любимой женой художника на всю жизнь.
Затем были Киевский государственный художественный институт и любимая работа в области монументального и декоративного искусства. В 1982 году Александр Аввакумович стал членом Национального союза художников Украины. В течение 1988 — 1993 лет — председатель секции декоративно-прикладного искусства Киевской организации НСХУ, а затем, в 1995 году, получил почетное звание заслуженного художника Украины.
— Работам художника присущи лиричность, романтизм. Они являются эхом незаурядной человечной, милой личности художника, — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник музея Ирина БЕКЕТОВА. — Его монументальные произведения выполнены безупречно, мастерски, идеально привязаны к пространству размещения. А живописные работы очень декоративны, цветовая палитра прекрасно подчеркивает обозначенные темы.
Одно из увлечений художника — украинская народная игрушка. Александр Аввакумович безупречно делал свистульки в образах любимых народом животных: лошадей, быков, туров, барашков. Изысканной является серия работ, посвященная военной коннице.
В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ
Для того чтобы организовать выставку и открыть страницу творческой биографии художника-монументалиста широкой общественности, много усилий приложили племянницы Александра Аввакумович — Ярослава и Оксана Олийник. Свое художественное образование они начали получать еще с самого детства в дядиной мастерской и имели возможность заглянуть в тайны его творческого процесса.
— Он был как кремень — жестким и принципиальным в профессиональном плане и очень дисциплинированным, — вспоминает Ярослава Олийник. — Мог делать по несколько вариантов одного и того же элемента, часами работал в поисках изящной линии и гармонии, которая была у него внутри. Он никогда не скатывался к «салонщине», не думал о гонорарах и забывал обо всем на свете, когда работал.
— Время от времени на художественных совещаниях Александра Аввакумовича обвиняли в национализме. Бывали эпизоды, когда на этапе эскиза работу останавливали. Если, скажем, в мозаичной цветочной композиции он использовал желтые и голубые цвета. Но он считал себя духовным последователем бойчукистов, поэтому от своей позиции никогда не отступал, — рассказывает Оксана Олийник.
Не случайно последние годы жизни художник посвятил преподавательской работе в вузе, который сейчас носит имя Михаила Бойчука, самоотверженно прививал любовь к народному искусству молодым художникам. С 2000 года он работал доцентом кафедры монументально-декоративного искусства Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.
Открыть для себя великого украинского художника смогут гости музея, если посетят выставку произведений Александра Олийника после окончания карантинных мероприятий.