Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Акведук» преемственности традиции

В Киеве представили проект «Століття української абстракції»
05 февраля, 10:18

Что касается украинской абстракции, как рассказывает искусствовед Диана КЛОЧКО, обычно возникают две реплики: «Зачем это?» и «Я тоже так могу». А в действительности речь идет об истории успеха, ведь присутствие украинцев в мировой абстракции является очень мощным. Продемонстрировать это стремится большой экспозиционно-книжный проект «Століття української абстракції», презентация которого недавно состоялась в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs).

Как объяснил Константин КОЖЕМЯКА, президент «Фонда культурных инициатив ArtHuss» и продюсер проекта, «Століття української абстракції» будет разворачиваться в несколько этапов. Первый — информационное превью «Диалог во времени», которое в настоящее время размещено в пространстве kmbs. В марте в Национальном музее Тараса Шевченко будет создана экспозиция «Категории выразительности». Также идут переговоры о разворачивании экспозиции во Львове (Национальный музей имени Андрея Шептицкого), в Луцке (Музей современного украинского искусства Корсаков) и Украинском музее в Нью-Йорке. Планируется также завершительный проект в Киеве, предварительно — в Художественном Арсенале или Украинском доме. Еще одним результатом станет книга медиа-куратора проекта Дианы Клочко, в которую войдут кроме аналитических текстов и собственно изображений экспонатов еще и материалы всех экспозиций.

БЫТЬ ВПЕРЕДИ

Коцептуальный замысел проекта частично отображен в названии. С одной стороны, «століття» — это форма множественного числа. Потому что одним из заданий, как рассказала Диана Клочко, является показать, «каким образом все века украинского искусства подготовили этот взрыв абстракции в начале ХХ века». В частности, одной из «изюмин» выставки в Национальном музее Тараса Шевченко будет работа Кобзаря, где есть круг и пуля, то есть тоже содержатся элементы абстракции.

С другой стороны, «століття» в названии — в форме единственного числа, ведь организаторы начинают отсчет собственно украинской абстракции с 1910-го. «Потому что тогда в Одессе, Николаеве и Херсоне Кандинский сделал свою первую персональную выставку. Поэтому мы вовремя, так сказать, «прописались» в мировом пространстве», — рассказывает искусствовед, главный консультант проекта Дмитрий ГОРБАЧЕВ. Незадолго до того в Одессе была представлена первая в мире обложка с абстрактным рисунком (созданная именно Василием Кандинским).

Интересно, что, как поделился исследователь, когда в Мюнхене в 1911 году художник предоставил абстрактную обложку для каталога, то ее не приняли, мотивируя свое решение тем, что «здесь ничего не нарисовано, сделайте так, чтобы была хоть какая-то привязка». И Василию Кандинскому пришлось изменить два пятна так, чтобы они напоминали всадника. «В Одессе ему сказали: что хочешь, то и делай. Но не в Мюнхене. Поэтому мы, оказывается, еще и были впереди относительно этого, — замечает Дмитрий Горбачев. — А дальше — больше. Александра Экстер творит в Киеве кубофутуристический абстракционизм. Казимир Малевич делает свой супрематизм... Александр Богомазов в 1915 году тоже творил абстрактные вещи. Это все очень ранние работы. И когда мы делали выставку «Украинский авангард» в Загребе в 1990 году, там сказали: «Очень ранние работы: 1913-й, 1914-й... Мало какая страна может этим похвастаться. Потому что все по-разному реагировали на новации».

Исследователь также поделился своей версией, почему абстракционизм возник именно в православном мире (хотя среди художников были и католики): «Потому что в православном мире идея абстракции всегда существовала в религиозном виде — это так называемый исихазм, что нужно отделиться от всего конкретного, земного, скоротечного и настроиться на божественные идеи. На Западе, в католическом мире, была преданность реальности. Потому что Бога, как говорили католики еще в Средневековье, нужно искать в гуще жизни... А православные монахи говорили, что для того, чтобы соединиться с Богом, нужно забыть о предметности. И видите, это в художественном мире проявилось как архетип».

ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ

Экспозиционный куратор «Століття української абстракції», живописец Петр БЕВЗА сравнил этот проект с акведуком, который будет возобновлять преемственность, — связь от украинских абстракционистов-классиков, которые творили сто лет назад, и вплоть до современных художников. «Начинаешь заниматься абстракцией и понимаешь, что это, метафорически говоря, не дерево, а куст. Потому что эта линия вдруг разрастается в разные стороны. Смотришь какой-то частный архив — а здесь еще есть сколько всего. А затем отзывается кто-то из областного музея и говорит: «Посмотрите, что у нас здесь есть», — объясняет Диана Клочко. Поэтому появляется проблема выбора.

Было принято решение, чтобы распределить работы на пять категорий: свет, цвет, ритм, конструкция, пауза. В то же время, как отмечает Диана Клочко: «Уже в настоящий момент понятно, что есть художники, которые могут быть в двух категориях. А есть художники, которых нельзя причислить к этим категориям, потому что они очень близко подошли к абстракции, но не предприняли этот шаг».

«ДИАЛОГИ ВО ВРЕМЕНИ»

Экспозиция будет отличаться, поскольку и сами пространства — разные. В частности, в kmbs представлены, как объясняют организаторы, «коммуникационные пары», которые сложились в разрыве одного века: у них начало ХХ в. и начало ХХІ в. становятся визуальными выражениями, которые представляют диалог категорий: «цвет» — Вадим Меллер/ Петр Лебединец; «конструкция» — Александр Хвостенко-Хвостов/ Николай Журавель; «свет» — Александр Богомазов/ Петр Бевза; «пауза» — Александра Экстер/ Назар Билык; «ритм» — Любовь Попова/ Василий Бажай».

НИКОЛАЙ ЖУРАВЕЛЬ. «СЕРЕБРЯНЫЙ УЛЕЙ»

Это действительно «диалоги во времени». И, как объясняет Диана Клочко, их механизм намного более сложен, чем просто, когда один художник идет к другому, видит у него какой-то образ, а затем делает рефлексию на него: «Так мыслили в ХХ в. Поэтому появился постмодерн из его цитатностью, с тем, что знают историю искусства и берут из нее много чего. ХХІ век уже говорит «нет»: возможно и такое, что какую-то идею через медиа, гиперпространство, линки можно реализовать, продолжить этот диалог, даже не зная першвообраза. И это хотя и разорванность во времени, но в то же время каким-то образом реализация того, что не было воплощено».

В частности, это можно увидеть на примере диалога «Беспредметной композиции» (1916) Александры Экстер и шести частей цикла «Контрформы» Назара Билыка. Об этом на кураторской экскурсии рассказала Диана Клочко: «Когда начинаешь разглядывать эту работу Экстер, то с одной стороны она абстрактна, кубична. Начинаешь всматриваться и видишь будто женскую фигуру. Но когда всматриваешься еще дальше в нее, то видишь, что вся эта кубичная композиция организована вокруг пустоты. В ее центре содержится пустота, цезура». И так же относительно композиций Назара Билыка, где есть контррельеф, но главное — это то, что не изображено. Например, на одной из работ, присмотревшись, можно узнать, что это окна Софии Киевской. «То есть пустота, белое — это то, что дает смысл. Мы будем видеть, как это разворачивается в культуре, у каждого художника, каким образом из белого творится все другое», — комментирует Диана Клочко. И это лишь один из пяти диалогов.

СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Важно, как отметила Диана Клочко, что этот проект не только межмузейный. Удалось привлечь к сотрудничеству и частных коллекционеров, и их доверие к этому проекту — очень высоко. «Надеюсь, будет живопись, скульптура, графика, перформанс, инсталляция. Из того, что мы представляем в kmbs, может вырасти очень большой мультимедийный проект», — рассказывает Диана Клочко. Поэтому «акведук истории украинской абстракции» постепенно выстраивается на наших глазах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать