Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Великий князь литовский Витовт

Проповедник укрепления литовско-руського государства
12 апреля, 11:53

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

В 1381 г. князь Кейстут, брат Ольгерда, опираясь на поддержку украинских, белорусских и литовских феодалов, искавших сближения с Москвой в антиордынской борьбе, захватил Вильнюс и отстранили великого князя литовского Ягайло от власти. Однако с помощью Тевтонского ордена Ягайло уже в июле 1382 г. возобновил свою власть и взял в плен Кейстута и его сына Витовта. Через несколько дней Кейстут был задушен в подземелье Кревского замка. Витовту удалось бежать в Пруссию, откуда он начал активную борьбу с Ягайло за великокняжескую власть. В 1384 г. Ягайло заключил с Витовтом мир и обязался отдать ему все земли его отца. Но положение Ягайло оставалось неуверенным, угроза его власти со стороны удельных князей не была устранена, продолжалось наступление Немецкого ордена.

В этих условиях Ягайло решил заключить союз с Польшей. Польские паны, со своей стороны, были заинтересованы в объединении Польши и Литвы, надеясь с помощью литовсько-руських вооруженных сил отбить наступление немецких рыцарей, вернуть себе захваченное ими Поморье и нейтрализовать попытки Литвы завладеть Галичиной и Западной Волынью. Кроме того, подталкиваемое Римом католическое духовенство Польши надеялось распространить католичество на литовские, украинские и белорусские земли.

15 августа 1385 г. в Крево был подписан договор между польскими послами и Ягайло, а также его братьями Скиргайлом, Корибутом, Витовтом и Лугвеном, которые представляли литовских удельных князей. Ягайло обязался принять католичество и окрестить все литовское население, присоединить к Польше все литовские, украинские и белорусские земли. Это была попытка объединить два мало похожих между собой государственных организма. Великое княжество Литовское должно было просто инкорпорироваться в состав земель польской короны. В феврале 1386 г. Ягайло прибыл в Краков, окрестился, приняв имя Владислава, женился на польской королеве Ядвиге и в марте был коронован польской короной.

Кревска уния стала реальной угрозой государственной самостоятельности Великого княжества Литовского и вызвала острое противодействие литовсько-белоруско-украинськой знати. Уже весной 1385 г. князь Андрей Ольгердович Полоцкий начал военные действия против Ягайло на Витебщине. Наиболее активно против Ягайло выступил энергичный и честолюбивый Витовт (1392 — 1430), неудовлетворенный своим подчиненным положением при двоюродном брате. Междоусобие закончилось договором в Острове (1392), согласно которому Витовт получил Троки и другие волости Кейстута в коренной Литве, сохраняя полученную ранее Луцкую волость на Волыни. Вместе с этим, на него возлагалась, по высказыванию польского средневекового историка Длугоша, «вся управа земель литовских и руських», то есть он стал фактическим наместником Ягайло в Великом княжестве Литовском.

В 90-х годах Витовт осуществлял активную политику ликвидации крупных княжеских уделов на украинских землях. В 1392—1393 гг. устранены Любартовичи на Волыни, эти земли были переданы Ягайлом непосредственно Витовту. Был лишен удела новгород-сиверський князь Дмитрий-Корибут. На начало 1393 г. вся Чернигово-Сиверщина перешла под управление наместников Витовта. На протяжении 1393 г. было подавлено сопротивление Федора Кориатовича на Подолье. В 1395 г., оставшись без какой-либо поддержки, киевский князь Владимир Ольгердович лишился своего удела; Киевской землей начал управлять Скиргайло Ольгердович, а спустя некоторое время — непосредственно Витовт.

Заменив своими наместниками наиболее значительных удельных князей, Витовт сделалл важный шаг на пути централизации Великого княжества Литовского и укрепление его самостоятельности. Начиная с 1395 — 1396 гг. в грамотах Витовта встречается титул великого князя. Он стремится к превращению Литвы и подвластных ей земель в самостоятельное королевство и находит поддержку своих намерений у литовской феодальной верхушки, а также украинских и белорусских князей и бояр.

С ликвидацией старой удельной системы украинских земель местные феодалы в значительной степени сохранили свое влияние в новом государстве. При дворе великого князя литовского были распространены белорусский и украинский языки, значительным влиянием пользовалось православие. Книжный белорусско-украинский язык и в дальнейшем оставался правительственным. Вместе с тем, великокняжеская власть вынуждена была считаться с социально-политическими, сословными интересами украинских феодалов, подтвердив их права соответствующими земскими уставными грамотами. В значительной степени сохранялись старые формы самоуправления, местный суд и тому подобное. Все это обеспечивало определенную внутреннюю стабильность разнонационального Литовского государства, позволяло Витовту направлять усилия на овладение Черноморским побережьем и вытеснение оттуда Орды, реализуя таким образом геополитические задачи Украины. Для этого он стремился также использовать заострение внутриполитической борьбы в Золотой Орде за ханский престол. Летом 1399 г. Витовт отправился из Киева походом на юг с целью нанести решающий удар по татарам. Однако 12 августа 1399 г. в битве на Ворскле войска Витовта испытали полный разгром. Сам Витовт с небольшой дружиной спаслись побегом. Это поражение ослабило позиции Витовта и заставило его опять искать сближение с Ягайл. 18 января 1401 г. на съезде феодалов в Вильнюсе была заключена уния, согласно которой Великое княжество Литовское признавало вассальную зависимость от Польши. Все украинские и литовские земли после смерти Витовта должны были перейти непосредственно к польской короне.

Неудача на Ворскле перечеркнула далекоидущие честолюбивые планы Витовта, ослабив на время военные и политические позиции Литовского государства. Фактически было возобновлено состояние, зафиксированное Островской соглашением в 1392 г. Виленская уния вызвала недовольство Свидригайла Ольгердовича, который почувствовал возможность потери прав на литовский великокняжеский стол. И хотя в 1403 г. он получил во владение Восточное Подолье и Северщину, младший брат Ягайла постоянно угрожал внутренней стабильности Литовского государства.

Военно-политические события в XIV веке в Украине свидетельствовали об углублении европейского характера ее развития, предопределенном усилением контактов с другими странами Европы. Особенно интенсивными становятся связи Украины с Германией, Венгрией, Чехией, Орденом и, безусловно, с Польшей, которая захватывает часть украинских земель. К этому следует прибавить страны и города Надбалтии и особенно Литву, с которой Украина образует единый политический организм на два века. Тогда как соседнее Московское государство в своем политическом развитии проникалось византийской теократической системой в сочетании с ориентальным деспотизмом Золотой Орды, Украина в составе Великого княжества Литовского активно акцептует западные модели и принципы общественно-политической жизни.

Несмотря на падение Галицко-Волынского государства, интенсивность социально-экономической и культурной жизни в Украине не ослабевает, украинское общество приобретает формы существования, присущие периоду развитого феодализма в Европе. Формируется сословное представительство — признак зрелого феодального уклада. Территориальная децентрализация Великого княжества Литовского во многом гарантировала сохранение традиционного местного уклада украинских земель, их свободное развитие по европейскому образцу. Западному направлению исторического развития Украины в этот период способствовало острое противостояние Великого княжества Литовского и Московского государства, которое стремилось завладеть украинскими землями. В этом противостоянии украинское общество в целом активно противодействовало наступлению российского деспотизма, что давало украинцам возможность хранить древние традиции домонгольской Руси-Украины и активно воспринимать европейские формы общественного розвития, которые были немыслимы для Москвы. В Украине — составной части Великого княжества Литовского — на долгие годы утвердились такие принципы, как договорные отношения в общественно-политической жизни, разграничение государственной и церковной властей, ограничение монархической власти великого князя, самоуправление территорий и городских общин, уважение прав и достоинства человека — пусть и в ограниченном социальном пространстве.

Следовательно, утверждение власти Гедиминовичей в Украине, которое, к тому же, сопровождалось культурной ассимиляцией литовской знати, длительное время не мешало государственно-политическому бытию украинского народа. Последнее полностью вписывалось в политический контекст Европы, где значительное количество государств на то время еще базировалось на династических и универсалистических принципах.

Неудача на Ворскле была лишь временным перерывом в росте могущества Литовского государства. Ценой уступок крестоносцам пограничных жмудских волостей Витовт заключает с ними мир и снова переносит военную активность на восток. В 1404 г. он присоединяет к своему государству Смоленск. Война с Московским княжеством (1406 — 1408) в известной мере укрепила позиции Литвы на востоке. В Новгороде и Пскове на княжеские столы были посажены ставленники Витовта, ряд городов Московского княжества — Вязьма, Козельск, Мценск — вошли в состав Литвы. Тверской и рязанский князья признали свою вассальную зависимость от литовского великого князя. В 1408 г. перешел на сторону Москвы Свидригайло, который был с большими почестями принят князем Василием II Темным и получил небывалое «кормление»: Владимир на Клязьме, Переяславль, Юриев, Обора, Ржев и половину Коломны. Однако пребывание Свидригайло в Москве не было долгим. В 1409 г. он возвращается в Литву и вступает в отношения с немецкими рыцарями, готовя заговор против Витовта. Последний, узнав об этом, заточил неудачного мятежника в Кременецкий замок, где тот провел 9 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать