Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неоднозначная личность

Петр РАТЕНСКИЙ — волынянин, ставший духовным покровителем Москвы
22 сентября, 17:21

Северо-Восточная Русь, основанная в Залесье младшей ветвью князей Мономаховичей, с самого начала активно заселялась выходцами из южнорусских земель. По этой причине многие нынешние российские города — Владимир, Звенигород, Белгород, Галич, а также реки — Трубеж, Почайна, Лыбедь и др. носят одинаковые с украинскими названия. В самом Владимире, который стал столицей Северо-Восточной Руси, были заложены такие же, как в Киеве храмы и монастыри, а также построены Золотые ворота. Не менее мощным в Залесье было культурное и духовное влияние южной Руси. Оно особенно усилилось после того, как южнорусские земли, граничащие со степью, были разорены татаро-монголами. Киев — духовная столица Руси, во второй половине XIII века пришел в упадок. По описаниям путешественников, княжий город на холмах стоял в руинах, а на Подоле едва насчитывалось две сотни домов. После очередного опустошительного набега хана Тохты митрополит Киевский и всея Руси Максим вынужден был перенести свою резиденцию в Залесье — сначала в Брянск, а затем во Владимир.

В эти смутные времена на другом краю Русской земли — в Галицко-Волынском княжестве появился на свет мальчик, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в становлении и возвышении будущей России. Уроженец Волыни Петр Ратенский вошел в историю, как первый митрополит Московский. Его называют небесным покровителем Москвы, а православная церковь ещё в 1339 году причислила митрополита Петра к лику святых. Согласно житию Петра Ратенского, родился он в благочестивой и набожной семье Феодора и Евпраксии. Ещё до рождения сына Господь открыл Евпраксии во сне необычную судьбу её отрока. Рассказывают, что Пётр с малолетства был косноязычен и непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом».

В 12 лет Петр ушел в монастырь, где изучал книжные науки и исполнял монастырские послушания. Зимой и летом носил воду, стирал одежду монашеской братии, и первый по церковному звону приходил в церковь для ночных и дневных богослужений, благоговейно стоял на службе, никогда не прислоняясь к стене, и последний выходил из храма. Много времени будущий святитель уделял изучению Библии и искусства иконописи. Со временем он был посвящен в иеромонахи и поселился отшельником на реке Рать, где возник Новодворский монастырь.

В 1325 ГОДУ МИТРОПОЛИТ ПЕТР ПЕРЕНЕС МИТРОПОЛИЧЬЮ КАФЕДРУ ИЗ ВЛАДИМИРА В МОСКВУ, И ИМЕННО ЭТО ЕГО РЕШЕНИЕ ДО СИХ ПОР НЕОДНОЗНАЧНО ВОСПРИНИМАЕТСЯ В УКРАИНЕ

Прославился Петр тем, что никогда не раздражался, был доброжелательным к окружающим и никогда не отпускал странника с пустыми руками. Иногда, не имея, что подать, раздавал написанные им собственноручно иконы. О добродетельном игумене монастыря стало известно далеко за пределами обители. Чтобы услышать духовные наставления святого подвижника в монастырь приезжал галицкий князь Юрий Львович. Однажды обитель посетил и митрополит Киевский и всея Руси Максим. Игумен подарил митрополиту икону Божией Матери, которая впоследствии получила название Петровской. Когда митрополит Максим скончался в 1305 году, на Руси началась борьба за митрополичью кафедру.  Галицкий князь Юрий Львович желал преобразовать волынскую епархию в митрополию. Для этого он уговорил Петра ехать в Константинополь с грамотой. В своём послании он обратился к Патриарху с просьбой поставить Петра в Волынские митрополиты. Таким образом княжество Юрия Львовича стало бы центром православия на Руси.

В то же время, великий князь Тверской и Владимирский Михаил послал в Константинополь своего ставленника на Владимирскую митрополичью кафедру. Назревал раскол православной Церкви на Руси. Как свидетельствуют предания, когда ставленник князя Михаила — Геронтий, взяв упомянутую икону, написанную Петром, плыл по морю, то ночью, во время бури, ему явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно ты, старец, утруждаешься, ибо не достанется тебе святительский сан. Но тот, кто написал меня — игумен Петр будет возведен на престол!» Слова Божией Матери в точности исполнились. Патриарх Константинопольский Афанасий поставил Петра новым митрополитом Киевским и всея Руси и отдал ему написанную им же икону Богородицы, находившуюся у Геронтия. По возвращении, в 1308 году, митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но потом, так же, как и Максим, вынужден был переехать во Владимир. Киев по-прежнему был неспокойным местом. Но и во Владимире Петра ожидал прохладный прием. Князь Михаил был недоволен тем, что митрополитом стал Петр, а не отправленный им в Константинополь Геронтий. Митрополит Петр стал искать себе союзника среди других князей, и чуть позже нашел его в Московском княжеском доме. В первые годы управления митрополией первосвятитель испытал немало трудностей. В этот период особенно важна была забота митрополита об утверждении истинной веры и нравственности. Он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших русских князей Петр призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель отправился в Орду, где сумел получить от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства и полное покровительство со стороны Золотой Орды. Тем самым святитель добился утверждения статуса Православной Церкви в условиях золотоордынского правления.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, КОТОРАЯ ВПОСЛЕДСТВИИ ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ПЕТРОВСКОЙ, — СОБСТВЕННОРУЧНО НАПИСАНА СВЯТИТЕЛЕМ

Стоит сказать, что в это время не только Русь платила дань татарам, но и другие православные страны — Болгария с Сербией. Хан Узбек принял митрополита Петра с великими почестями. «Никто да не обидит на Руси соборную церковь Петра митрополита и людей его церковных, никто да не взимает стяжаний... Никто да не вступается в церковное достояние митрополита... от нас ему будет казнь смертная. Митрополит да пребывает в тихом и кротком житии, без всякие смуты и правым сердцем молит Бога за нас, за наших детей и наше племя... Дань ли для нас взимают, или иное что, или если для нашей службы, из наших улусов повелим рать собирать; но от соборной церкви Петра митрополита и от всех его людей и причта никто да не взимает, ибо они за нас Бога молят и соблюдают нас, и укрепляют наше воинство», так было сказано в грамоте. После этого митрополит Петр сделал ещё один судьбоносный шаг, имевший далеко идущие последствия. В 1325 году святитель перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это произошло после того, как московским князем стал Иван Калита, с которым у митрополита были давние дружеские отношения. Иван Калита и пригласил Петра в Москву.

Именно это его решение неоднозначно воспринимается в Украине до сих пор. Одни восхваляют митрополита Петра за его деяния на пользу церкви, другие осуждают, не учитывая исторические обстоятельства того времени. Между тем, считается, что именно святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы, за которой он увидел растущую силу. Русский историк Василий Ключевский писал, что «нити церковной жизни, далеко расходившиеся от митрополичьей кафедры по Русской земле, притягивали теперь её части к Москве, а богатые материальные средства, которыми располагала русская церковь, стали стекаться в Москву, содействуя её обогащению. Ещё важнее было нравственное впечатление, произведённое этим перемещением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Её население с большим доверием стали относиться к московскому князю, полагая, что все его действия совершаются с благословения верховного святителя русской церкви». Чтобы утвердить новую кафедру в Москве, святитель поставил условие — соорудить соборный храм, который мог бы заменить Успенский собор во Владимире, заложенный ещё при Андрее Боголюбском. По благословению Петра, в августе 1326 года в московском Кремле  был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. При этом митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре храма. В конце XIV века Киприан писал о том, что Пётр, находясь при смерти, увещевал князя Ивана Калиту достроить соборный храм. «Если, сын, меня послушаешь и храм Богородицы воздвигнешь и меня успокоишь в своём городе, то и сам прославишься более других князей, и прославятся сыны и внуки твои, и город этот славен будет среди всех городов русских, и святители станут жить в нём». 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Его тело было погребено в Успенском соборе. Отпевал и погребал Петра его земляк с Волыни, епископ Луцкий Феодосий.

Так Москва с благословения священников-волынян начала свой путь от небольшого княжества к Российской империи. Не менее удивительной оказалась судьба Петровской иконы. Митрополит Пётр перевез её вначале во Владимир, а в 1325 году, когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве, поместил в Успенском соборе московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и неоднократно упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Кисти митрополита Петра приписывают и другие знаменитые иконы. Например, копию Владимирской иконы в Успенском соборе города Владимира-Волынского, иконы Богородицы, которая находились в Софийском соборе в Новгороде и в Креховском монастыре на Львовщине, в минском соборе Петра и Павла.

Стоит отметить, что митрополит Петр Ратенский вошел в историю православия также, как литератор и талантливый проповедник. Известны несколько его посланий, в которых он предписывает священникам, как вести себя во время поста, как выбирать спутницу жизни, как проводить таинство крещения и венчания, а также предостережение к мирянам о кознях Сатаны и покаянии. Все они направлены на утверждение норм морали и нравственности и, безусловно, влияли на культурное развитие Руси. Почитание митрополита Петра распространилось очень широко, особенно после того, как его признали святым. У гроба Петра Ратенского князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Практически ни одно значительное начинание в Московии не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра — уроженца и выходца с Волыни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать