МЕНЮ

Правительство разрабатывают программу по легализации зарплат

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
6 июля, 2016 - 11:57
Эксперты называют риски инициативы для экономики

Cамая низкая минимальная месячная заработная плата в странах Евросоюза зафиксирована в Болгарии — 184 евро. Самая высокая — в Люксембурге. Она составляет 1923 евро. А в Украине с 1 мая этого года минимальная зарплата повышена до 1450 гривен, или, по сегодняшнему курсу, 52,96 евро. Соответственно, украинская «минималка» в три раза меньше самой низкой в ЕС и почти в 36 раз ниже самой высокой.

В интервью УНИАН министр социальной политики Андрей Ревазаявил, что Минсоцполитики совместно с Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли разрабатывают программу, которая должна обеспечить легализацию зарплат. «Думаю, в течение лета мы ее завершим и внесем в Верховную Раду пакет предложений, чтобы вместе с бюджетом на 2017 год их рассмотреть», — сообщил министр.

В «Публичном аудите» «Дню» разъяснили, что такая методология соответствует международным нормам и европейской практике. В соответствие с ними в минимальную заработную плату предлагается включить все ее слагаемые (доплаты, надбавки, премии, кроме компенсационных выплат за отклонения от нормальных условий труда). Предприятиям будет позволено самостоятельно определять и пересматривать тарифные сетки при том условии, что нижняя черта будет не меньше, чем 60% от размера минимальной зарплаты.

«Логика правительственных чиновников простая: если просто повышать минималку, придется повышать всю тарифную сетку на индекс повышения. Плюс к этому система надбавок на предприятиях госсектора и у бюджетников. Плюс индексируются все последующие ступени сетки, то есть затраты на оплату труда бюджетников и работников госпредприятий растут не только на процент индексации, а в геометрической прогрессии по всем дополнительным слагаемым и индексам, привязанным к размеру оклада, и рассчитываются в процентах к его величине, — объясняет заместитель руководителя «Публичного аудита» Андрей Вигиринский, — При этом в коммерческих структурах, где примерно 40% сотрудников работают на минималке, а остальные получают зарплату в конвертах, размер минималки растет ровно на процент индексации. Поэтому отчисления в бюджет по обязательным платежам здесь будут заметно меньшими».

Одновременно повышение минималки приведет к повышению налоговой нагрузки на частные компании. За счет этого вырастут отчисления в бюджет. «Ведь даже при сохранении размера оплаты труда на минимальном уровне, компании будут вынуждены перечислять больше налога с физических лиц и ЕСВ в бюджет. В Минсоцполитики уже посчитали потенциальный экономический эффект на уровне 7,5 миллиарда гривен, который надеются получить до конца этого года», — отмечает Вигиринский.

По его мнению, это связано с тем, что пойти привычным для Украины путем не получится. Повышение минимальной зарплаты лишь на 150 гривен выльется бюджету в 10 миллиардов гривен. Рева предлагает повысить минималку в 1,5 раза — до 2175 гривен. Председатель ГФС Роман Насиров идет еще дальше и называет суму в 5 тысяч гривен. Но что бы означало для бюджета страны повышение минималки хотя бы на три  тысячи гривен? «Потребуется около 200 миллиардов гривен! А это сейчас абсолютно неподъемная для государственной казны сумма», — говорит Аигиринский.

«Чтобы минималка составляла около 5000 гривен, тому ж господину Насирову необходимо обеспечить рост поступлений в бюджет как минимум на 30% за счет реального роста ВВП, а не номинального, инфляционного или девальвационного. Иначе, если рост не будет подкреплен и привязан к росту реального ВВП, речь будет идти о росте количества купюр на руках у бюджетников, а не о росте покупательной способности людей», — уверены в «Публичном аудите».

Поэтому основная цель этой реформы, по мнению аналитика «Публичного аудита», именно наполнение бюджета и Пенсионного фонда. Что касается большинства бюджетников, то их доходы вырастут лишь до уровня повышенной минималки. Но прогнозировать, каким именно окажется рост доплат и надбавок нельзя, поскольку на сегодняшнем уровне (в процентах) их не оставят, а данных о предлагаемых изменениях пока нет. «Многое будет зависеть от формы и содержания коллективных договоров, которые будут заключать после принятия изменений в законодательство коллективы предприятий, учреждений и организаций. Именно эти договора и будут определять размер оплаты труда», — говорит Вигиринский.

По прогнозу «Публичного аудита», оживление потребительского спроса, очевидно, произойдет, но на реальный ВВП его влияние будет незначительным, потому что основным фактором роста ВВП  является подъем производства и оказания услуг, повышение инвестиционной привлекательности страны, развитие предпринимательства в направлении создания  конкурентной и пользующейся спросом на внешних рынках продукции. Но номинальный ВВП может вырасти, поскольку рост предложения денег на рынке всегда вызывает  инфляцию, хотя в этом конкретном случае она будет незначительной.

«Как такие нововведения отразятся на благополучии граждан, пока говорить рано — сейчас не обнародованы даже соответствующие законопроекты, — отмечает руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб, — Однако с уверенностью можно сказать, что накануне нужно сделать условную денежную оценку того набора товаров и услуг, которые человек потребляет на протяжении месяца. Причем сначала должен быть составлен именно полный набор товаров, работ и услуг, жизненно необходимых человеку, а потом определена его стоимость. (Сегодня у нас это делается с точностью до наоборот). И отталкиваясь от этого показателя нужно выходить на общую сумму, позволяющую обеспечить человеку покрытие минимальных потребностей». «Будет ли в эту общую сумму входить только оклад, или же она будет включать, кроме оклада еще и доплаты, социальную помощь  и надбавки — не имеет значения», — резюмирует Гольдарб.