Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путь далекий до Алеппо...

При желании турецкие войска могут продвинуться как минимум, до прежних границ Идлибской зоны деэскалации, нарушенных армией Асада
04 февраля, 16:49
ФОТО REUTERS

Как кажется, Турция наконец-то начала большую операцию в Сирии против сил Башара Асада. Этому предшествовало крупное наступление асадистов и союзных ему иранских формирований в зоне деэскалации Идлиб, последнем оплоте вооруженной сирийской оппозиции. Это наступление прямо нарушает российско-турецкие договоренности о недопущении здесь широкомасштабных боевых действий. Наступление Асада вызвало новый поток сирийских беженцев к турецкой границе. Но Эрдоган их принимать не собирается. Он не раз и не два просил Путина остановить наступление Асада, но Путин не отреагировал. Оно и понятно. Вторжение асадистов в Идлиб произошло, как минимум, с согласия России, или, вполне возможно, по ее инициативе. Москве, конечно, уже порядком надоело кормить и содержать Асада и его людей, а также иранских союзников. Вот те и двинулись в наступление, чтобы захватить последний оплот оппозиции, а затем и нефтяные и газовые месторождения на севере Сирии.

Но большинство их находятся в зоне, контролируемой курдами, и охраняются американским военнослужащими, которые уже не раз прогоняли оттуда небольшие группы российских военных. В общем, если объективно оценивать ситуацию, наступление правительственных сил в Идлибе, представленное как контрнаступление против якобы предпринятого боевиками оппозиции наступления на Алеппо, выглядело чистой воды авантюрой. Ведь там находятся наблюдательные посты турецких военных, которые рано или поздно должны были попасть под обстрел наступающих правительственных сил с неизбежными жертвами. А после этого реакция турок была предсказуема.

Нынешнее вторжение в Сирии крупного турецкого контингента (не менее 200 единиц бронетехники) сопровождалось следующими событиями. 1 февраля в Сирии погибли четверо офицеров Центра Специального назначения ФСБ России — 32-летний лейтенант Всеволод Трофимов из Тамбовской области, его ровесник, майор из Республики Марий Эл, а также 41-летний Руслан Гимадиев и 34-летний Дмитрий Минов. По крайней мере один из них, Булат Ахматьянов, действительно жил в Марий Эл и успел оставить заметный след. По наиболее распространенной версии, их автомобиль подорвался на мине, после чего все четверо, будучи ранеными, были захвачены бойцами протурецких формирований и впоследствии убиты. По версии же, представленной аналитиком расследовательской группы Conflict Intelligence Team Русланом Левиевым, погибшие представляли собой две снайперские пары. Тогда более правдоподобным выглядит предположение, что они были ранены в перестрелке с бойцами протурецких формирований, а затем взяты в плен. По словам Левиева, «одна пара была из Управления «К», это подразделение дислоцируется и работает в основном на Кавказе. Вторая — из Управления «С», это управление специальных операций Центра специального назначения ФСБ России. Погибли они 1 февраля, днем, в ходе контратаки на западе Алеппо, когда повстанцы атаковали позиции сирийской армии. Эти позиции прикрывали снайперские пары от ФСБ, они были приданы им для усиления. Повстанцы, боевики использовали террористов-смертников на заминированных машинах (такая тактика характерна для исламистов, а не для тюркских формирований, но мы не можем сказать, участвовали ли в действительности смертники в бою. — Б. С.), после которых они уже начинали попытку прорыва, контратаки на позиции сирийской армии.

Сейчас многие пишут, что якобы сирийские солдаты после начала такой мощной атаки боевиков начали разбегаться, что, в принципе, характерно для сирийской армии, и спецназовцы ФСБ остались сами по себе и были накрыты артиллерийским и минометным огнем». Не исключено, что наводку на эфэсбэшников своим союзникам дала Турция, посылая таким образом последний сигнал Путину о том, что надо остановить наступление Асада. Своеобразным ответом стал обстрел турецких сил (то ли гарнизонов наблюдательных постов, то ли колонны бронетехники) артиллерией Асада (или иранцев), в результате которого и последующих столкновений погибло не менее 5 турецких военнослужащих и не менее 3 турецких гражданских лиц. Еще 9 человек были ранены. Вот после этого Эрдоган дал добро мочить армию Асада и их союзников, получив на это негласное разрешение США. И сразу же предупредил Россию: «Я хочу сказать российским властям, что бы они не стояли на нашем пути». И потом добавил: «Мы обратились к официальным лицам России и сказали им, что это ни в коем случае не связано с ними. Наша цель — сирийский режим. И не пытайтесь помешать нам, потому что у нас есть потери и мы не можем молчать». Турецкий лидер утверждал, что ответным огнем турецкой артиллерии и ударами истребителей-бомбардировщиков F-16 было уничтожено не менее 76 сирийских военных и их союзников. По его словам, о передвижениях турецких войск было сообщено России, тем не менее, они попали под обстрел асадовской артиллерии. Российская сторона слова о предупреждении опровергает, но здесь я склонен больше доверять турецкому президенту, которому не было смысла подставлять своих солдат под удар. А руководство НАТО на всякий случай предупредило Россию, что нападение на турецкие войска будет рассматриваться как нападение на Североатлантический союз в целом.

Если Турция действительно начала воевать против Асада всерьез, у последнего нет никаких шансов устоять. В армии Асада сейчас вряд ли насчитывается больше 50 тыс. боеспособных солдат и офицеров. Численность его иранских союзников оценивается в 80—100 тыс. человек при полном отсутствии ресурсов для пополнений. У Асада есть порядка 50 танков Т-72, десяток боеспособных боевых самолетов, которые, однако, не способны на равных бороться с турецкой авиацией. То же справедливо в отношении примерно 20 самолетов российских Воздушно-космических сил, находящихся в Сирии.

Вооруженные силы Турции насчитывают 512 тыс. человек и еще 379 тыс. человек обученного резерва. Они располагают примерно 2400 танками, в том числе 1200 танками «Леопард А-2», 314 боевых самолетов, включая F-4E Phantom 2020, F-16C, F-16D и F-35 Lightning II. При столь подавляющем превосходстве турок в людях, уровне боевой подготовки и вооружениях Асад и его иранские союзники долго не продержатся. Весь вопрос в том, насколько сможет защитить Асада российская дипломатия. Однако в условиях, когда Турцию поддерживает США, а боевые возможности российской группировки в Сирии невелики, Москва многое сделать не сможет. При желании турецкие войска могут продвинуться, как минимум, до прежних границ Идлибской зоны деэскалации, нарушенных армией Асада. А потом могут пойти и дальше. Дамаск турки брать не будут, тут уж не только Россия, но и Америка вмешается. А вот Алеппо взять, чтобы создать перед Идлибом буферную зону, вполне могут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать