Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Первые шаги к правде

Анна ГОПКО — о значении слушаний «Немецкая историческая ответственность перед Украиной»
22 июня, 18:43
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На днях в немецком Бундестаге состоялась международная конференция под названием «Немецкая историческая ответственность перед Украиной». На своей странице в Facebook Президент Украинского философского фонда и исполнительный директор Международного фонда «Відродження» Евгений Быстрицкий написал:  «конференция имеет «нерядовое значение в усилении восприятия Украины как отдельного политического и культурного сообщества, которое принимало участие во Второй мировой войне как самостоятельная историческая единица. Это не менее важно для самопонимания собственной идентичности внутри Украины».

По его словам, историк Тимоти Снайдер в своем выступлении очень хорошо разъяснил положение, историческое место и роль Украины/украинского сообщества в событиях и трагедиях мировой войны. «Смысл войны не понять без уяснения, что завоевание именно Украины было главной целью немецкой колониальной войны; так же, как не понять значения украинского национализма, как ответа и немецкому национализму, и российскому — как зажатого между двумя империями; не понять, что только украинский национализм в сравнении со всеми и коллаборациями и движениями супротивления немецкому вермахту в других европейских странах был способен политически сформироваться; не понять тот факт, что количество украинцев, которые погибли в борьбе против вермахта, составляет больше, чем вместе взятых французов, американцев, англичан; не понять, почему впервые в истории войн Холокост случился именно на территории Украины», — написал Быстрицкий.

«УВАЖЕНИЕ К МИЛЛИОНАМ ЖЕРТВ В УКРАИНЕ ТРЕБУЕТ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ»

Анна ГОПКО, глава Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины, тоже выступала на упомянутой конференции. «День» обратился к ней с просьбой поделиться впечатлениями от этого форума.

— В Украине состоялись подобные мероприятия 19 мая и 10 июня об исторической ответственности Германии за Украину, которые начала организовывать депутат Бундестага, Союз 90/Фракция Зеленые, Марилуиза Бек. А вот 20    июня состоялись расширенные дебаты с участием «зеленых» и представителей других политических сил, которые входят в Бундестаг. Кроме того, в дебатах было очень много представителей Центральной и Восточной Европы, которые приводили факты, что не только нынешняя Россия страдала от истребительной войны, но и Польша, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, где свирепствовала эта война. Об этом очень хорошо написал Тимоти Снайдер в книге «Кровавые земли» о межевых территориях между Берлином и Москвой, которые особенно пострадали от тоталитарного безумия ХХ века.

Госпожа Бек в своем выступлении отметила, что российская пропаганда систематически создает впечатление, что немецкая наступательная война проводилась исключительно против России. Более того, Украина превращается в данном варианте из жертвы истребительной войны на нацистского коллаборанта. По ее словам, когда три года тому назад украинцы вышли за независимость и свободу, то эти протесты запятнались, что будто они инициированы фашистскими бандеровцами, антисемитами. И уважение к миллионам жертв в межевых странах, среди которых Украина, требует  нового взгляда на часть истории. И в выступлении госпожи Бек прозвучало, что с пактом о ненападении Гитлера со Сталиным обе тоталитарных системы договорились о распределении достижений между собой пополам.

Ввиду того, что сейчас в Украине идет война, наш посол в Германии Андрей Мельник очень четко сказал, это не значит, что мы не должны бросаться с обвинениями, а совместно выстраивать будущее. В частности он отметил: «Мы говорим о помощи Украине не потому, что Германия должна искупать вечную вину перед нами, а потому, что у нас общие европейские ценности и будущее».

Меня также пригласили выступить на дебатах. Я фокусировала внимание на столетии наших дипломатических отношений. Ведь в 1917 году при гетмане Скоропадском мы установили отношения с Германией и пытались построить собственное государство. Поэтому нам сейчас очень важно с Германией, стратегическим партнером в Европе, фокусироваться на важных вещах, которые обеспечат мир, стабильность и сделают сильной Европу. А Украина — в действительности европейское государство, невзирая на все попытки и в советские времена, и в последние 25 лет попытки Кремля держать нас в своей сфере влияния.

На слушаниях я вспоминала о Северном потоке-2, об усилении санкций против РФ и противодействии российской агрессии, недопущения влияния Кремля из-за кибератак на ведущие европейские институции. Например, были зафиксированы попытки похитить мэйлы нескольких немецких фондов.

«НАМ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РОССИЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ НЕ «ПРИХВАТИЗИРОВАЛА» ИСТОРИЮ»

Можете сказать,  каких результатов можно ожидать от этих слушаний?

Во-первых, очень важно, что такие слушания проходят. И мы призывали их продолжить. Существует украино-немецкая историческая комиссия, с украинской стороны ее возглавляет Грицак, а с немецкой стороны есть несколько профессоров, один из которых даже разговаривает на украинском языке и написал книгу о Голодоморе в Украине. Это         — Вильфрид Ильге из Немецкого общества внешней политики (DGAP).

Кстати, в своем выступлении я отметила, когда в декабре украинский парламент принимал постановление-обращение к демократическим государствам мира признать Голодомор  геноцидом. И Португалия отозвалась на это. Тогда я не могла представить, что через полгода в немецком Бундестаге будут слушания об ответственности Германии за Украину.

Во-вторых, ситуация в Украине после Революции Достоинства и российская агрессии на Донбассе подчеркнула всему миру, что мы — независимое государство, что у нас есть своя идентичность, язык, культура, тысячелетняя история. И потому нам очень важно, чтобы Россия на дальше не «прихватизировала» историю, и не была наибольшей жертвой Второй мировой войны. И говорить правду о тех реальных потерях       — восемь—девять миллионов человеческих жертв, которые мы понесли во время Второй мировой войны.

В-третьих, эти слушания как раз являются определенным историческим шагом в немецком Бундестаге, что они начинают об этой теме говорить. Это первые шаги к правде, чтобы в немецком политикуме не было Rusland Verstehen — тех, кто понимает Россию, а, чтобы они четко поняли, что в действительности происходило на «кровавых землях» при советском правлении.

Когда я спросила профессора Ильге, почему он заинтересовался Голодомором, он сказал, что «хотел понять, почему украинцы так хотят вырваться из Советского Союза, из постсоветского влияния. И я понял, что преследование кулаков, Голодомор Сталина фактически было борьбой со средним, зажиточным классом, который хотел работать на своей земле».

Поэтому очень важно с помощью этой правды разбивать российскую пропаганду, избегать Rusland Verstehen — феномена, который имеет успех благодаря системной российской пропаганде.

Ввиду того, что Германия в лице канцлера Меркель является лидером в мирном урегулировании ситуации на востоке Украины, потому важно для немецкого общества понять, что такое Украина, какую цену заплатили украинцы и как они страдали тогда, в частности от Гитлера, и сейчас от российской агрессии. Мы в настоящее время не позволяем новому нашествию российского современного терроризма стать доминантной в регионе. И эту роль украинцев они тоже должны осознать. И эти слушания были полезными в этом отношении.

— Поднимался ли на этих дискуссиях вопрос, что Германия осознала свои ошибки и провела денацификацию, а Россия абсолютно не осуществила десталинизацию?

— Действительно, немцы как самодостаточная нация признали свои ошибки, оплатили возмещение евреям за Холокост, а россияне не способны поставить памятник жертвам Голодомора. И вместо того, чтобы закрыть мавзолей, похоронить Ленина, наконец, и не делать культ идолопоклонничества, которое висит над ними как метафизическое проклятие, они до сих пор поклоняются убийце, вместо того, чтобы очистить свою центральную площадь и признать Голодомор геноцидом, и покаяться за Сталина, и сказать, что сталинский режим и современная Россия не имеет ничего общего, и строить свою модерную российскую историю России как независимого государства, а не тянуть на себя тяжелое наследие репрессий тоталитарного режима.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать