МЕНЮ

Авиакосмическое партнерство

Мыкола СИРУК, «День»
17 мая, 2016 - 10:35
Украина и Турция совместно будут выпускать пассажирские и военно-транспортные самолеты

Украина и Турция договорилась о разработке и совместном производстве пассажирского и военно-транспортного самолетов на базе существующих моделей «Антонов». Это вытекает из соглашения, которое подписали вице-премьер министр Украины, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко и министр обороны Турции Исмет Илмаз по итогам десятого заседания межправительственной украино-турецкой комиссии по торгово-экономическим вопросам.

«Мы договорились о партнерстве в авиастроении и развитии космических технологий. Вместе с Турцией Украина готова разрабатывать и производить новые пассажирские и транспортные самолеты на базе ГП «Антонов». В частности, это разработка и производство пассажирского самолета TAN-158 на базе самолета Ан-158; транспортного самолета для турецкой стороны на базе самолета Ан-178, самолета для турецкой стороны на базе самолета Ан-70», — сообщил Зубко. Он также выразил убеждение, что сотрудничество между обеими странами будет производительным. «Мы разработали дорожную карту и будем согласно ней  работать», — отметил Зубко.

Со своей стороны, господин Илмаз сказал, что в настоящем документе охвачены такие вопросы, как промышленность, технологии, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, туризм, охрана окружающей среды, городское планирование и культура.  По его словам, упомянутые в соглашении вопросы будут ориентиром для развития двусторонних экономических и торговых отношений. Он также отметил, что данные переговоры и последующие решения дадут новый импульс турецко-украинским отношениям.


АН-178 / ФОТО С САЙТА ANTONOV.COM

Как отмечает издание Daily Sabah, соглашение включает также обучение персонала АЭС и предусматривает обучение турецких студентов в Украине.

Напомним, переговоры между ГП «Антонов» и Turkish Aerospace Industries о разработке самолета на базе Ан-158 начались летом 2013 года. В октябре того же года тогдашний президент Виктор Янукович показывал Реджепу Эрдогану самолет Ан-158.

«РОССИЙСКИЕ КБ НЕ МОГУТ КОНКУРИРОВАТЬ С УКРАИНСКИМ КБ «АНТОНОВ»

Валентин БАДРАК, директор Центра по вопросам конверсии и разоружения:

— Украинская школа создания и производства военно-транспортных и региональных пассажирских самолетов в течение кризисной для Украины ситуации в промышленности доказала, что она не только выжила, но и развивается. И сам факт создания за эти годы нескольких новых модификаций самолетов, в том числе военно-транспортного Ан-178, а также семейства региональных Ан-148, Ан-158, является подтверждением того, что школа развивается и опережает все школы, которые существуют на постсоветском пространстве. То есть российские КБ не могут конкурировать с украинским КБ «Антонов».

Что касается Турции, то эта страна на протяжении трех десятилетий фактически с нуля создала  свою оборонную промышленность. Турция довольно тщательным образом присматривалась и вела переговоры по таким направлениям, как авиационные и космические технологии. Кроме того, турецкая сторона интересовалась радиолокационными технологиями и вопросами создания высокоточных вооружений. Именно в этих направлениях Украина является достаточно серьезным игроком на мировом рынке вооружений.

Поскольку Украина осуществила практические шаги относительно евроатлантической интеграции, то это открыло возможности для такого сотрудничества.

Кстати, это далеко не первый эпизод в новейшей истории, когда Украина начала активно двигаться в западное пространство. Могу отметить, что уже налажены и другие направления сотрудничества между Украиной и Турцией, а именно в апреле турецкая компания HAVELSAN подписала меморандум о сотрудничестве относительно разработки и производства радиолокационных станций с украинским концерном «Укроборонпром».

А это значит, что существуют двусторонние интересы. Турция желает углубить свои возможности в производстве и, как делает большая часть западных высокотехнологических стран, диверсификации поставщиков.

Мы понимаем, что для Турции, которая постоянно ориентировалась на Соединенные Штаты, на европейских производителей, также является важным осуществить шаги в сторону диверсификации, а именно создавать совместное производство. Турция имеет значительные ресурсы и является одной из стран, которая выделяет от семи до девяти процентов на потребности обороны. Поэтому для Украины чрезвычайно важным является военно-техническое сотрудничество с Турцией. Ведь Украина всегда отставала в вопросах внедрения в серийное производство самолетов и других вооружений по причине небольшого ресурса и небольшого государственного оборонного заказа. А этот внешний проект может существенно продвинуть Украину.

А что касается потенциала, то у нашей страны есть огромный опыт работы с Ираном в перенесении производства самолетов, а также огромный опыт работы на индийском рынке, благодаря чему ВВС этой страны решили отказаться от сотрудничества с российскими КБ в интересах Украины, с помощью которой будут создавать военно-транспортный самолет. Можно вспомнить также контракт на строительство Ан-132 в Объединенных Арабских Эмиратах. 

Поэтому теперь благодаря всем этим соглашениям появляются возможности роста авиационного производства и разработки новейших технологий и систем.

Вместе с тем  важным является следующий момент. Раньше к нам было настороженное отношение в странах НАТО и ЕС, в целом западного мира, потому что Украина зависела от России. А теперь Украина избавилась от этого влияния и заявила о готовности к широкомасштабному сотрудничеству с западными оборонными компаниями. Следовательно, Турция, которая себя рассматривает частью западного мира или мостиком между западным миром и Ближним и Средним Востоком, как раз является очень интересным и важным партнером для Украины.