Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анатомия одной манипуляции

Что можно сделать в ситуации, когда все кандидаты являются не подходящими (опыт Эстонии)
09 апреля, 18:40
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В последнее время приход к власти политиков, которые опираются на популистские лозунги, стал определенной тенденцией в Европе. В 2017 году в Германии по результатам выборов в Бундестаг неожиданно третье место и 12.6% голосов избирателей получила правопопулистская партия  «Альтернатива для Германии». В 2018 году на парламентских выборах в Италии наибольшее количество голосов — 32.2% — избиратели отдали левой популистской партии «Движение пяти звезд». В Швеции на выборах в парламент в 2018 году третье место получила правопопулистская партия «Шведские демократы» (12.86%). А по результатам выборов в парламент Австрии в 2017 году третье место (26%) заняла правопопулистская Австрийская партия свободы.

То есть очевидной становится усталость избирателей от традиционных политиков и их методов работы, а особенно невыполнения ими своих предвыборных обещаний. Однако запрос избирателей часто вызывает соответствующую реакцию политтехнологов, которые, пользуясь разочарованием граждан, пытаются «протащить» во власть свои политические силы, прибегая при этом к разным экспериментам и технологиям.

Наиболее известным в этом плане является пример Эстонии, а именно фейковой партии «Единая Эстония», которая в действительности была экспериментальным театральным проектом. Однако эстонцы так поверили игре актеров, что, согласно прогнозам, на выборах 2011 года ее были готовы поддержать до 20% избирателей. «Мы хотели создать — и создали — самую абсурдную партию, которую только можно представить, придумали абсолютно безумные лозунги, и это сработало. Думаю, потому что люди всегда ожидают какого-то мессию, который придет и скажет, что нужно делать, как жить, как найти счастье. С одной стороны, я рад, что наша творческая акция имела успех. С другой — так бессмысленно, что она сработала», — сказал в 2013 году в интервью изданию «Московские новости» режиссер театра Тийт Оясоо.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ПРОЕКТА NO99 - ПАРТИИ «ЕДИНАЯ ЭСТОНИЯ» / ФОТО: RAIGO PAJULA

«ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНО, ЧТОБЫ ГРАЖДАНЕ НЕ СТАНОВИЛИСЬ ПАССИВНЫМИ»

«День» обратился к эстонскому эксперту с просьбой прокомментировать избирательный эксперимент в его стране и рассказать, чем этот опыт может быть полезен для Украины.

Майли ВИЛСОН, доктор философии по политическим наукам, Университет Тарту, Эстония:

— Расскажите, пожалуйста, больше о том, чем в действительности была «Объединенная Эстония». Как вы объясните феномен, что за короткое время партии удалось заручиться такой значительной поддержкой избирателей?

— «Объединенная Эстония» («Uhtne Eesti») была театральным проектом, созданным эстонской социально-критической театральной группой NO99, которая сейчас уже распалась. Это было не первым и не последним их социально-критическим и критическим по отношению к власти шоу. За 44 дня они эмитировали запуск новой (популистской) партии (под названием «Объединенная Эстония») и сделали из этого спектакль. Главными участниками были сами актеры, и они заявили, что используют все главные «отрицательные и популистские» черты главных эстонских политических партий. Что сделало их успешными, так это то, что им удалось вызвать много интереса и смятения в обществе. Они начали с большого и преднамеренно остались неоднозначными относительно цели проекта — это будет перформанс или настоящая политическая амбиция. Они прошли через все шаги создания партии при повышенном внимании медиа, они никогда не изменяли себе на публике. Они забронировали наибольший на то время ивент-холл в Таллинне, создали широкую публичную кампанию и продали билеты на «съезд» «партии», они имели большой спрос и были проданы (7 тыс. 200 человек).


ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ПРОЕКТА NO99 - ПАРТИИ «ЕДИНАЯ ЭСТОНИЯ» / ФОТО: RAIGO PAJULA / POSTIMEES

Почему это сработало? Это произошло незадолго до эстонских всеобщих выборов в марте 2011 года, и на то время в эстонском обществе существовала дискуссия, возникнут ли какие-то новые партии до выборов. В воздухе витала определенная усталость и разочарование в политических элитах, недостатке их коммуникации с людьми и т.п. В этом смысле они попали в «нерв», люди были взволнованы, аудитория не была уверена в том, что произойдет дальше, и, по-видимому, кое-кто даже надеялся, что это настоящая инициатива. Однако важно указать, что в действительности у них никогда не было амбиций стать игроком в эстонской политике.

— Какие технологии движение использовало, чтобы попытаться прийти к власти, и как они повлияли на людей, в том числе психологически?

— Медиакампания поразила, у них все было спланировано. Они использовали внешнюю медиа-кампанию, в ходе которой разместили в центре Таллинна огромные постеры, похожие на избирательные. У них были меньшие вспомогательные перформансы, такие как пресс-конференции, где они делали политические заявления. Газеты публиковали публицистические статьи, анализы и истории с громкими заглавиями о «партии», их приглашали на телевидение и радио. Они использовали такие же методы, как все партии, хотя в то же время они критиковали их.

В придачу к другой маркетинговой деятельности они также создавали серии коротких видео лекций о главных аспектах политических техник, которые используются в выборах (под названием «Valimiskool» — «Школа голосования»). Видео (правильно) атаковали и подчеркивали главные техники, которые использовались для манипуляции публикой, к тому же это было сделано в научно-популярном формате, который легко запоминается и также был развлекательным. Их до сих пор можно найти в YouTube и они до сих пор актуальны.


ТЕАТР NO99 ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВЫЙ ПРОЕКТ: СЪЕЗД НОВОЙ ПАРТИИ UHTNE EESTI (ЕДИНАЯ ЭСТОНИЯ) / ФОТО: RAIGO PAJULA

Исполнение главного события — съезда — также было тщательным образом разработано в плане программы. Он длился четыре часа и прошел через весь процесс создания партии, как то речи разных претендентов, выборы нового председателя, речь нового председателя, исполнение гимна партии, наличие молодых энергичных почитателей, которые поклоняются «политическим лидерам» и с запалом кричат лозунги, такие как «За Эстонию!» («Eesti eest!») и т.п. Это все было очень популистично, и «избирательный» процесс был очевидно сфальсифицирован. Они сделали все это, используя разные методы политических технологий (таким образом просвещая людей, но в то же время делая это так, что не было понятно — это было в действительности или нет). Это вживую транслировали многие новостийные веб-сайты и широко обсуждали в медиа. Что касается содержания, то большинство шоу было определенной импровизацией.

Кстати, они записали событие и сделали из него DVD, а также документальный фильм «Kust tuleb tolm ja kuhu kaob raha» («Пепел и деньги»), в котором команда отслеживается на протяжении всего времени перформанса (44 дня), показываются их усилия, обеспокоенность, разочарования, сомнения относительно проекта и медиа-восприятия — очень честная картина.

— Какими были последствия этого эксперимента и как он повлиял на эстонцев? Помогло ли это людям более серьезно относиться к своему политическому выбору, рассматривать заявления политиков серьезнее на следующих выборах?

— Должен сказать, что, вероятно, нет. Это не принесло своих плодов для результатов выборов 2011 года (не было новых партий) и, бесспорно, позже. Время от времени по телевидению показывают этот перформанс или документальный фильм. Видео «Школы голосования» является чем-то вроде классики, их временами публикуют, вспоминают в ходе частных разговоров и дискуссий, чтобы напомнить друг другу о том, как используются техники политической манипуляции. Были случаи, когда некоторые люди, включая политиков, заявляли, что эта инициатива мобилизовала их на действия, создание собственного политико/социального протестного сообщества, но таких случаев было мало. Также позже были призывы и инициативы привлекать политиков к ответственности, но ни одна из них не закрепилась.

По вашему мнению, какие выводы из международного опыта должны сделать украинцы перед вторым туром выборов? Какую угрозу представляет поддержка антисистемных движений?

— Этот вопрос в общих чертах звучит одинаково в любом политическом контексте: что можно сделать в ситуации, когда все кандидаты кажутся неподходящими, какой бы ни была причина. Дилемма заключается не только в том, что применяются популистские методы, ведь их используют везде, вопрос в том, как реагировать на них, каким является их восприятие. В демократических обществах реакции должны быть демократическими. Исключительно важно, чтобы граждане не становились пассивными. Люди должны продолжать притягивать политиков к ответу и убедиться, что процесс является прозрачным, насколько возможно. Это может звучать самоочевидно или даже скучно, но активное гражданское общество, постоянные общественные инициативы являются лучшим способом привлечения к ответственности правительств и политических лидеров. Восприятие публичных слушаний зависит от многих факторов, которые должны быть приняты во внимание. Очевидно, что усталость от войны, ужасная эмоционально-экономическая ситуация действительно влияют на взгляды людей, и потому не должны осуждаться. Кто бы ни стал президентом, он должен решать эти проблемы. Может случиться, что военный конфликт будет чрезвычайно трудно решить,  но президент может начать быть открытым и выслушивать опасения. Многие популисты в эти дни являются настолько популярными у общественности, поскольку выслушивают опасения людей (проблема в том, что они предлагают легкие решения, которые может оказаться сложно реализовать после того, как они придут к власти).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать